Электропоезд ЭР9М, ЭР9П. Электрические схемы элктропоездов ЭД9Т И ЭД9М Габаритные размеры моторного вагона эд9м

Расположение органов управления электропоезда ЭД9М показано на рисунке 1.3. На рисунке 1.4 показано расположение органов управления на пульте и на задней стенке кабины электропоезда ЭД9Т. Пульт управления в кабине машиниста выполнен из отдельных блоков, в каждом из которых аппараты скомпонованы по их назначению. Соединение электрических цепей блоков со схемой поезда осуществляется штепсельными разъемами типа ШР, установленными на блоке Ш, находящемся под пультом в средней части. Там же расположен блок Р, на котором установлены резисторы по-лупроводниково-коммутаторных ламп, для обеспечения помехоустойчивости. Перед машинистом на пульте установлен контроллер машиниста 1 КУ.04О с реверсивной рукояткой. Слева от контроллера расположен блок К с основными выключателями управления движением поезда. На блоке К установлены выключатели: для включения питания дверей, для управления токоприемником, «Отпуск тормозов», «Восстановление защиты», «Отключение ВВ», «Песочницы», тяги (КТ), «Пуск СИО» (системы ССЗ-И), а также тумблеры включения освещения и кабины. Справа от контроллера находится блок А, на котором расположена аппаратура управления АЛСН (кнопка бдительности, кнопка «КП» для проверки АЛСН, переключатель «ДЗ» для установки времени между нажатиями кнопки бдительности на участках без автоблокировки). Над блоком А расположен блок Д с тумблерами управления автоматическими дверями. Управление дверями может осуществляться машинистом или помощником. Для этого кроме выключателей в блоке Д, в рабочем тамбуре на каркасах шкафов № 0 и № 1 установлены блоки ДВ.

Головной вагон


Рис. 1.3. Органы управления и оборудование кабины машиниста электропоезда серии ЭД9М:

1 - блок индикации БИЛ-2М; 2 - радиостанция; 3 - микротелефонная трубка; 4 - электрообогреватель; 5 - кран машиниста; 6 - кнопка РБ; 7 - переключатель яркости прожектора; 8 - педаль управления свистком и тифоном; 9 - педаль контроля бдительности машиниста; 10 - контроллер машиниста; 11 - блок переключателей панели управления; 12 - розетка 220 В; 13 - розетка 110 В; 14 - штурвал ручного тормоза; 15 - дополнительный пульт управления радиостанцией; 16 - плафон освещения рабочего места помощника машиниста; 17 - светофор автоматической локомотивной сигнализации; 18 - громкоговоритель радиостанции; 19 - блок сигнальных ламп; 20 - кило-вольтметр; 21 - манометр тормозной магистрали и уравнительного резервуара; 22 - манометр тормозного цилиндра и напорной магистрали; 23 - выключатели автоматических дверей

Глава 1. Общие сведения


Рис. 1.4. Расположение органов управления электропоездом сернн ЭД9Т: ■

а - пульт управления; б - блок управления на задней стенке кабины; 1 - выключатель прожектора; 2 - кнопка РБ; 3 - реверс; 4 - контроллер машиниста; 5 - кнопка выключателя тяги (КТ); 6 - выключатель песочницы; 7 - блок выключателей управления токоприемником, освещением кабины, отпуском тормозов и восстановления защиты; 8 - блок выключателей управления дверьми и отключения высоковольтного выключателя; 9 - блок изменения уставки пускового тока реле ускорения; 10 - блок переключателей; II - блок сигнальных ламп; 12 - киловольтметр; 13 - манометр тормозной магистрали и уравнительного цилиндра; 14 - манометр тормозного цилиндра и напорной магистрали; 15 - блок «В»

Над блоком К расположен блок Л, на котором установлены шестнадцать ламп внутренней сигнализации, а так же блок плавного изменения уставки пускового тока реле ускорения (1 Б.712) и кнопка включения стеклоомывателя. На задней стенке кабины, за креслом машиниста, находится блок В управления вспомогательными системами поезда. На блоке В установлены: блок Т с терморегуляторами поддерживающими заданную температуру в кабине, выключатели управле-

ния вентиляцией и отоплением кабины, обогревом стекол окон и зеркал бокового вида, освещением салона, сигналами и буферными фонарями, вспомогательным компрессором, радиосвязью и стеклоочистителями.

Между блоками Д и Л расположены киловольтметр, показывающий напряжение в контактной сети, двухстрелочный манометр для контроля давления в тормозном цилиндре и уравнительном резервуаре, и второй двухстрелочный мано-

метр для контроля давления в тормозной и напорной магистралях. Справа, перед краном машиниста, на пульте установлен скоростемер. Над пультом, на центральной стойке лобовых окон расположен локомотивный светофор, а над ним установлен громкоговоритель радиостанции. На электропоездах предусмотрено два вида связи - радиосвязь и система оповещения. Для переговоров с поездным диспетчером, дежурным по станции, машинистами других поездов в кабине уста-


Рис. 1.4. (продолжение)

новлены два пульта управления радиостанцией с микротелефонными трубками: для машиниста - справа от крана машиниста, для помощника - в левой части пульта. Для системы оповещения пассажиров и ведения служебных переговоров между машинистом и кондуктором хвостового вагона используется система ТОН. В средней части пульта, слева от контроллера, установлен пульт с переносным микрофоном манипулятором системы ТОН, еще два микрофона находятся в служебном тамбуре. Два громкоговорителя системы ТОН расположены на потолке кабины. В левой части пульта, слева от радиостанции, расположен маховик ручного тормоза.

Над пультом управления находятся дверцы для доступа к прожектору и маршрутным указателям.

Под пультом перед креслом машиниста находятся педаль бдительности и педаль включения тифона и свистка.

Справа и слева на стенках кабины установлены дополнительные печи обогрева кабины.

Освещение кабины осуществляется двумя светильниками, установленными на потолке. Включаются светильники тумблером, находящемся на блоке К. На задней стенке кабины, за креслом машиниста, расположены светильники зеленого света. Выключатель светильников зеленого света расположен на блоке В. Кроме этого, предусмотрено освещение отдельным светильником маршрутного расписания, расположенного на блоке Д, и освещение рабочего места помощника машиниста.

На задней стенке кабины, за креслом помощника машиниста, находится шкаф

для одежды. Рядом с блоком В расположены шкафчик для аптечки и шкафчик для термосов и продуктов. Между этими шкафчиками находятся дверцы для доступа к противопожарным термоконтакторам и выключателю питания охранной сигнализации, а под ними - для доступа к камере калорифера. Все ящики и шкафы с высоковольтным оборудованием снабжены выключателями блокировки, а двери кабины и двери салона вагона оборудованы охранной сигнализацией.

На крыше вагона установлены антенны радиостанции (лучевая и дисконусная) и блок резисторов прожектора.

На задней торцевой стене вагона установлены розетки и штепсели межвагонных электрических соединений. На лобовой стене вагона имеется ниша с дверцами для двух розеток цепей управления


Электропоезда серий ЭД9М, ЭД9Т, ЭР9П


Рис. 1.6. Расположение оборудования в шкафу № 1 головного вагона электропоезда ЭД9Т:

Батарея - выключатель аккумуляторной батареи; ПР7 - предохранитель в цепи дежурного освещения и освещения чердаков и туалетов; Пр20 - предохранитель в цепи дежурных фонарей; Пр34 - предохранитель в цепи аккумуляторной батареи; Пр9 - предохранитель в цепи ЭПТ; ПрЗЗ - предохранитель в цепи КЗ; Пр14, Пр15 - предохранители в цепи питания аккумуляторной батареи; Пр38 - предохранитель в цепи обогрева туалета; Пр48 - предохранитель в цепи радиооповещения; Пр55 - предохранитель в цепи обогрева лобовых стекол

межвагонных соединений, позволяющих соединять головные вагоны друг с другом.

На раме под кузовом вагона подвешены: ящик (см. рис. 1.5) с аккумуляторной батареей, электрокомпрессор, блок 1БА. 174.2 (термодатчик зарядного агрегата), трансформатор 1ТР.071.1 (источник питания НОВ заряда батарей), дроссель 1ДР.007.1 для сглаживания пульсаций в цепях НОВ, электровоздухораспределитель, воздухораспределитель, блок управления установки аэрозольного пожаротушения БУ УАП, три воздушных резервуара объемом по 170 л, воздушный резервуар объемом 55 л, уравнительный резервуар объ-

емом 20 л, вспомогательный резервуар объемом 16 л, маслоотделитель, обогреватель фановой трубы, два сбрасывающих клапана, два сигнализатора отпуска тормозов, два свистка, два тифона, вентиль выключающий ВВЗИШ. На рамах тележек расположены тормозные цилиндры. С левой и правой стороны под кузовом вагона установлены патрубки водоснабжения, используемые при механизированной уборке вагона.

В кабине, за креслом машиниста, находится шкаф кабины, в верхней части которого расположен блок В, а в нижней установлены электропневматический клапан автостопа ЭПК-150И, кран двойной

тяги, регулятор давления АК-11Б, вентиль замещения электропневматического торможения пневматическим, два разобщительных крана, фильтр, тональное вызывающее устройство (ТВУ), блок предварительной световой сигнализации (БПСС), блок предохранителей защиты поездных проводов (включения вспомогательного компрессора, обогревателя маслоотделителя, вентиляции и отопления, питания ССЗН-И-1Б.711) и панель предохранителей ПП1.

В шкафу № 0 хранятся межпоездные соединения. Электропоезд может быть оборудован системами безопасности: КЛУБ, КПД-ЗВ, УСАВП/2, САУТ-ЦМ/485. Втом

Глава 1. Общие сведения


Рис. 1.7. Расположение оборудования в шкафу № 2 головного вагона электропоезда ЭД9Т:

ДУКС - дискретное устройство контроля скольжения; РО - реле отпуска тормоза; РПТ - реле пневматического тормоза; РТ - тормозное реле; РКБ - реле контроля безопасности; ПТВ-4 - промежуточное реле термоавтоматики вагона; РКО - реле контроля отпуска тормоза; РКТ - реле контроля тормоза; РН В-3 - реле напряжения вентилятора № 3; КВ-3 - контактор вентилятора № 3; РЗ - реле защиты; Пр50, Пр51, Пр52 - предохранители в цепи отопления кабины

случае в шкафу № 0 установлены блоки системы КПД-ЗВ.

В шкафу № 1 размещен блок (1БА. 169.2) с источниками питания 50 В, ПО В, заряда аккумуляторных батарей, цепи охранной сигнализации, амперметр и вольтметр заряда аккумуляторных батарей, источниками питания 220 В, контроля целостности изоляции проводов, пакетный выключатель заряда батарей. На боковой стенке шкафа установлены выключатели освещения служебного тамбура и охранной сигнализации. На потолке шкафа установлены противопожарные темокон-такторы.

В шкафу № 2 установлены: блок (1 Б.691) аппаратуры сопряжения АЛСН со схемой поезда; блок (1Б.699) с аппаратурой управления отоплением и вентиляцией кабины, электропневматикой; фильтр питания радиостанции; электронный блок ППУ; блок питания стеклоочистителей и стеклообогревателей БП-01; прибор контроля и передачи извещений системы ССЗ-И ПКПИ-П, ЭБ ППУ.

В шкафу № 3 установлены: усилитель низкой частоты У-100, переходное устройство комплекта аппаратуры ТОН, шкаф с радиооборудованием из комплекта радиостанции, устройство подключения и устройство переговорно-коммута-ционное (ПКУ) аппаратуры связи «Си-

гнал», фильтр локомотивный ФЛ 25/75, комплект аппаратуры АЛСН В-1Д, источник питания локомотивный 110ИП-ЛЭ.

На дверях шкафов № 2 и № 3 имеются пульты для подключения манипуляторов системы ТОН.

В шкафу № 4 установлена панель (1ПА441) с аппаратурой управления: вентиляцией и отоплением салона, компрессором, освещением, электропневматикой.

В шкафу № 5 установлена панель (1ПА-383) с высоковольтной аппаратурой цепей управления.

Расположение оборудования в шкафах головного вагона электропоезда ЭД9Т показано на рисунках 1.6 и 1.7.

ПРЕДИСЛОВИЕ
В книге приведены общие сведения об электропоездах переменного тока ЭД9М, ЭД9Т и ЭР9П. Рассмотрены вопросы их формирования, устройства, работа электрических схем и некоторые неисправности электрического оборудования.
Пособие составлено на базе электропоезда серии ЭД9М производства Демиховского машиностроительного завода, с указанием отличий от электропоездов других серий и индексов и описанием их отдельных основных узлов.
Пособие предназначено в первую очередь для использования локомотивными бригадами электропоездов, а так же ремонтным персоналом моторвагонных депо. Пособие будет так же полезно учащимся техникумов, лицеев и ВУЗов с железнодорожной специализацией.
Данное пособие не является учебным изданием и может быть использовано только в качестве ознакомительного материала имеющего общие сведения об электропоездах переменного тока.
В отличие от предыдущих изданий данное пособие дополнено цветными иллюстрациями описываемых устройств.
В связи с постоянной работой по совершенствованию электропоездов, направленной на повышение их надежности и безопасности движения, в конструкцию электропоездов могут быть внесены незначительные изменения, не отраженные в настоящем издании. Эти изменения будут учтены в последующих изданиях.
Ниже для примера приведены три иллюстрации из книги (в самой книге разрешение, конечно, лучше):

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Формирование электропоездов
Расположение оборудования в вагонах
Головной вагон серий ЭД9М и ЭД9Т
Головной вагон серии ЭР9П
Моторный вагон серий ЭД9М и ЭД9Т
Моторный вагон серии ЭР9П
Прицепной вагон серий ЭД9М и ЭД9Т
Прицепной вагон серии ЭР9П
ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Токоприемник. Конструкция и принцип действия
Воздушный выключатель. Назначение и технические данные. Конструкция
Электродвигатель компрессора усл. № 548А. Назначение. Устройство и принцип действия
Электродвигатели вспомогательных компрессоров. Назначение и технические характеристики
Трансформатор ITP.071.1
Тяговые двигатели. Особенности устройства
Расщепитель фаз. Назначение
Контроллер машиниста
Силовые контроллеры. Назначение
Реверсивный переключатель
Пневматический контактор 1 КП.006
Назначение и принцип действия
Клапан токоприемника КЛП-101
Пневматические устройства
Датчики тока ДТ-010, ДТ-011. Назначение датчиков тока
Резисторный элемент КФ. Назначение и устройство
Пускотормозные резисторы. Назначение и устройство
Резистор ослабления возбуждения. Назначение и устройство
Резистор балластный. Назначение и устройство
Аппарат защиты от радиопомех (индуктивно-емкостный фильтр) ФСЭ-ЗБ-3. Назначение и устройство. Принцип действия
Аккумуляторные батареи. Особенности устройства. Обслуживание в эксплуатации
Контакторы МК1 и МК2
Кулачковые контакторы.Назначение
Кулачковые контакторы К32А
Кулачковый контактор КЭ-153
Реле
Реле электротепловые токовые (ТРТП). Назначение и принцип действия
Автоматические выключатели. Назначение и принцип действия
Плавкие предохранители. Назначение
Реле боксования (1Р.008). Назначение и принцип действия
Реле времени Р.017
Реле управления и защиты
Промежуточные реле и реле времени
Блокировка электрическая низковольтная. Назначение и особенности устройства
Термоконтакт с легкоплавким сплавом. Назначение и принцип действия
Пневматические выключатели
Назначение и особенности устройства
Коммутирующие устройства. Назначение. Устройство и принцип работы
Аппараты средств связи
Радиостанция
Локомотивный скоростемер ЗСЛ2М-150.Назначение.Устройство
Электрические печи и нагревательные элементы
Отопительная система вагонов
Обогреватель влагосборника
ГЛАВА 3. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА ЭЛЕКТРОПОЕЗДА
Низковольтные цепи
1. Провода и их назначение
2. Уставки электронных блоков
3. Описание работы схемы
4. Воздействие аппаратов защиты
Высоковольтные цепи
Обмотка питания низковольтных цепей управления
Обмотка питания высоковольтных цепей отопления
Обмотка питания силовой цепи
ГЛАВА 4. МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Кузова вагонов. Особенности устройства
Вентиляция и отопление кабины машиниста электропоездов серий ЭД9М и ЭД9Т
Электрообогрев стекол лобовых и боковых окон электропоездов серий ЭД9М и ЭД9Т
Вентиляция и отопление пассажирских помещений
Система охлаждения тяговых двигателей и фазорасщепителей
Тележки
Общие особенности конструкции тележек моторных и прицепных вагонов
Рамы тележек
Подвеска
Шкворневой узел
Гидравлический гаситель колебаний (демпфер)
Буксовый узел
Колесные пары
Подвеска тягового двигателя. Назначение и особенности устройства
Тяговая передача.Особенности устройства
Автосцепка и поглощающий аппарат
Назначение и особенности устройства автосцепки. Принцип действия
Поглощающий аппарат
ГЛАВА 5. ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Пневматическая схема электропоезда
Тормозное оборудование
Компрессоры
Воздухораспределители
Кран машиниста усл. № 395М-5-01
Редуктор усл. № 348
Реле давления усл. № 404
Электропневматический клапан автостопа усл. № 150И-1
Авторегулятор хода штока тормозного цилиндра 102.40.10.001
Авторегулятор рычажных передач типа 536М
Арматура воздушных магистралей
Тормозная рычажная передача и ручной тормоз

Опытный десятивагонный электропоезд ЭД9Т-0001 был изготовлен ОАО “Демиховский машиностроительный завод” (ОАО “ДМЗ”) в сентябре 1995 г. На электропоезде смонтировано электрооборудование ГАО “Рижский электромашиностроительный завод” (ГАО “РЭЗ”), АО “Estel Pluss” (г. Таллинн), Запорожского трансформаторного завода. Техническая документация на электропоезд разработана отделом главного конструктора ОАО “ДМЗ”.

Электропоезд ЭД9Т-0001.
Фото: Олег Назаров, 1995 г.

Электропоезда ЭД9Т и ЭР9Т производства ГАО "Рижский вагоностроительный завод" по механической и электрической части практически одинаковы. На новом поезде нет системы ПВКТ (поосного выравнивания коэффициентов тяги). В то же время на электропоезде ЭД9Т применены следующие новые технические решения, системы и оборудование:

  • длина вагонов увеличена с 19,6 до 21,5 м, за счет чего увеличены полезная площадь тамбуров и ширина дверей с 980 до 1250 мм;
  • применены унифицированные с электропоездами постоянного тока ЭР2Т , ЭД2Т новые тяговые двигатели (ТД) 1ДТ.003.11 мощностью 220 кВт вместо РТ51М.1 мощностью 190 кВт и однополюсные электропневматические линейные контакторы (ЛК) 1КП.005.9 вместо двухполюсных ПК306;
  • применена новая система регулирования в режиме реостатного торможения;
  • использованы модернизированные электронные блоки защиты (БЗТ), реле ускорения (БРУ), торможения (БРТ), управления торможением (БУТР) и др.;
  • введена система автоматического замещения реостатного тормоза электропневматическим в случае неисправности первого;
  • применены дискретные устройства контроля скольжения колесных пар;
  • введена система оперативного отключения силовых цепей ТД тележки при неисправности одного из них и применена новая схема подключения реле боксования и реле разносного боксования;
  • применен новый блок ускоренного отключения воздушного выключателя;
  • предусмотрена возможность подключения прицепного вагона к секции М+П и М+Г.

    Главной особенностью электропоезда ЭД9Т-0001 является использование новой системы регулирования в режиме реостатного торможения. В этой системе в тормозном режиме якоря ТД соединены в два контура. С помощью тормозного контроллера осуществляется переключение резисторов, при этом обеспечивается семь ступеней реостатного торможения. На 12 позиции включается электропневматическое дотормаживание.

    Возбуждение ТД в тормозном режиме производится от секции 0 - 4 тяговой обмотки силового трансформатора через полууправляемый мост, который позволяет регулировать ток возбуждения ТД.

    Контроллер машиниста (КМ) имеет четыре тормозных положения. В первом и втором положениях осуществляется реостатное торможение с пониженным усилием. В третьем положении КМ осуществляется реостатное торможение с нормальной уставкой. В четвертом положении КМ электрическое торможение моторных вагонов дополняется электропневматическим торможением прицепных и головных вагонов.

    Система управления реостатным торможением СУРТ регулирует токи якорей ТД в режиме реостатного торможения при разных значениях ступеней тормозных резисторов и поддерживает ток возбуждения ТД постоянным при достижении заданного значения.

    В схеме электропоезда предусмотрено три ступени защиты при боксовании и юзе: дискретные устройства контроля скольжения колесных пар; реле боксования (РБ), реагирующие на разность напряжения на коллекторах ТД; реле разносного боксования (РРБ), отключающие режимы тяги и электрического торможения при разности напряжений на коллекторах ТД, превышающей 706±50 В.

    Дискретные устройства контроля скольжения колесных пар (ДУКС) установлены на всех вагонах электропоезда. Один комплект включает в себя четыре осевых импульсных датчика скорости, установленных на всех осях вагона, логический блок и четыре электропневматических сбрасывающих клапана, соединенных с тормозными цилиндрами.


    В октябре-ноябре 1995 г. после контрольного пробега 5000 км без пассажиров в депо Горький-Московский Горьковской дороги на экспериментальном кольце ВНИИЖТ были проведены приемочные тягово-энергетические испытания, целью которых являлось определение основных показателей электропоезда и оценка соответствия их нормативно-техническим документам, проверка работоспособности и эффективности его электросистем в расчетном и нештатных режимах движения, испытания систем защиты тягового электрооборудования при аварийных режимах. Испытания включали:

  • определение тяговых и тормозных показателей электропоезда, энергетических показателей, технической скорости в расчетном режиме движения;
  • определение превышения температуры обмоток основного силового электрооборудования над температурой окружающей среды;
  • оценку функциональной работоспособности оборудования и систем электропоезда в нештатных и аварийных режимах.

    В середине декабря 1995 г. электропоезд был введен в эксплуатацию в депо Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской дороги.

    Комплект электрооборудования, разработанный для ЭД9Т, АО РЭЗ также поставлял на РВЗ для установки на электропоездах ЭР9ТМ. До сих пор эти электропоезда поставлялись только в Белоруссию.