Хоть такси и называется беспилотным. Беспилотное такси получает все большее распространение. В Сингапуре есть уже целый ряд компаний, занимающихся разработкой дрона такси

Специалисты «Яндекса» считают, что уже в недалёком будущем многие города, вероятно, будут похожи на научно-технологический комплекс Сколково, который находится в полутора километрах от МКАД. Именно поэтому они решили создать там первую в России тестовую зону, где беспилотный автомобиль можно вызвать через приложение «Яндекс.Такси»: чтобы понять, как беспилотник будет работать в среде, которая «постепенно становится стандартом городского устройства».

Беспилотное такси будет свободно ездить по территории Сколково: чтобы вызвать его, нужно открыть приложение «Яндекс.Такси», после чего сервис определит местоположение пользователя и, если тот находится на территории наукограда, предложит поездку на беспилотнике. «Яндекс» сообщает , что услуга вызова роботакси доступна только резидентам Сколково, но позже ей смогут воспользоваться все гости инноцентра.


Чтобы воспользоваться беспилотником, нужно принять условия электронного соглашения об участии в тестировании беспилотных автомобилей — а ещё нужно быть старше 18 лет. Стоимость поездки будет рассчитана по стандартному тарифу, а время ожидания автомобиля зависит от спроса. Беспилотное такси на базе гибридного компактвэна Toyota Prius оборудован лидарами, радарами и прочими сенсорами, а также системой компьютерного зрения, анализирующей окружающую обстановку в реальном времени.


В салоне беспилотника на пассажирском сиденье всегда будет находиться инженер-испытатель «Яндекса», следящий за движением и готовый перехватить управление. В приложении доступна лишь ограниченная зона действия такси, причём посадка осуществляется только в определённых местах. Самоуправляемый автомобиль соблюдает правила дорожного движения, определяет и объезжает препятствия, пропускает пешеходов и при необходимости экстренно тормозит.

В Москве может появиться беспилотное такси с технологией интеллектуального распределения заказов. "Яндекс.Такси" начал соответствующие переговоры с автопроизводителями. Об этом сайт рассказала руководитель PR-проектов сервиса Элина Ставиская. Ранее Uber запустил первые беспилотные такси в США, решение об их внедрении в Москве может быть принято по итогам эксперимента в Штатах, отметила представитель компании в России Евгения Шипова. Власти Москвы выразили готовность сотрудничать с сервисами такси по данному вопросу. В Мосгордуме отметили, что появление беспилотных такси потребует изменений в ПДД и организацию специальных выделенных полос.

"Яндекс.Такси" ведет переговоры с автопроизводителями по поводу беспилотного такси, о начале тестирования этой технологии. Мы видим огромный потенциал в совмещении беспилотных авто и технологий интеллектуального распределения заказов: с учетом дорожной ситуации и специальных пожеланий пользователей", – рассказала Ставиская.

Компания "Яндекс" подписала соглашение о сотрудничестве с ПАО "КАМАЗ" по разработке системы полуавтономного управления автомобилем, основанного на комплексе технологий искусственного интеллекта: компьютерного зрения, машинного обучения, речевых технологий. Планируется разработать систему помощи водителю, способную удерживать машину в полосе, инициировать экстренное торможение, контролировать степень усталости шофера.

"Мы только подписали соглашение, только начинаем разрабатывать", – пояснил директор департамента по связям с общественностью "КАМАЗ" Олег Афанасьев.

Сервис такси Uber начал в тестовом режиме уже начал использовать беспилотные автомобили в американском городе Питтсбург. "Услуга беспилотного такси в Питтсбурге ничем не отличается от обычного сервиса. Единственная особенность – на момент тестирования в машине присутствует специалист, который обеспечивает контроль. Мы хотели бы сначала это обкатать, прежде чем использовать в полном масштабе. Очень много отзывов пользователей, что им нравится, очень много видео. Никаких накладок, внештатных ситуаций на сегодняшний момент не было", – сказала официальный представитель Uber в России Евгения Шипова.

Она не смогла уточнить, когда беспилотные такси могут появиться в российской столице. По ее словам, Uber сначала посмотрит на результаты пилотного проекта в Питтсбурге. "Это очень серьезный шаг, подготовка к тестовому режиму проходила в течение 18 месяцев. Это проект, который требует очень большой подготовки", – отметила Шипова.

Власти Москвы выразили готовность сотрудничать с компаниями такси, если те обратятся по вопросу беспилотных авто. Заместитель руководителя департамента транспорта Дмитрий Пронин рассказал, что знает об эксперименте Uber. "Безусловно, в этой разработке сосредоточен потенциал будущих изменений. Мы будем четко за этим смотреть, следить и анализировать. Если обратятся с предложением, рассмотрим его и свои возможности", – заметил Пронин.

Компания Ford запустит массовый выпуск беспилотных автомобилей, которые будут доступны широкому кругу потребителей к 2025 году. В 2021 году автомобиль, в котором не предусмотрены руль и педали, будет поставляться в службы такси. Беспилотные авто тестируют компании Tesla и Google. Первое в мире беспилотное такси в Сингапуре в августе 2016 года компанией nuTonomy. На данный момент автопарк состоит из шести машин. Но к концу года их количество может увеличиться до двенадцати. А конечная цель – замена всех такси на самоуправляемые уже к 2018 году, что должно в целом сократить число авто на перегруженных дорогах Сингапура. При этом первые беспилотные автобусы в России к чемпионату мира по футболу в 2018 году. В ГИБДД уже начали эксплуатации автономных транспортных средств.

Ставиская добавила, что пока нет законодательной базы для использования беспилотных автомобилей, ее появление могло бы ускорить развитие рынка. По словам председателя комиссии по законодательству Мосгордумы Александра Семенникова, внедрение беспилотных такси потребует изменений в законодательстве, но минимальных.

"Это будущее, сейчас во многих странах эта тема развивается. Москва – город 21 века, и все технологии она охотно применяет. Очевидно, что при появлении беспилотных транспортных средств нужно создать для них выделенные полосы, где нет интенсивного движения, нет необходимости перестраиваться, нужно только притормаживать перед препятствиями", – сказал Семенников.

Завкафедрой транспортной телематики и робототехники МАДИ Владимир Власов солидарен с Семенниковым: Москву нужно готовить к появлению "беспилотников" и менять ПДД. "Можно сделать выделенные полосы по центру дороги, плюс телематику на уровне табло. Нужно создать инфраструктуру, которая позволит ездить и в беспилотном автомобиле", – считает Власов.

По его словам, сначала в столице появятся рент-кары, это могут быть гиды по городу. "Начнется это с центральных районов города, где будут экскурсии по историческим местам. А потом уже могут появиться транспортные перевозки с помощью беспилотных автомобилей", – заключил эксперт.

Евгения Кислая, Анатолий Федотов

Компания «Яндекс» запустила в городе Иннополис в Татарстане тестовый сервис беспилотного такси. Жители города могут вызвать один из двух автомобилей через бота в Telegram и перемещаться между пятью точками высадки и посадки. Во время поездок на переднем пассажирском сиденье будет присутствовать инженер компании, сообщается в блоге «Яндекса».

Большинство крупных разработчиков беспилотных автомобилей, к примеру, Waymo и Uber, изначально собираются использовать их в качестве автомобилей для сервисов такси. Во многом это обусловлено тем, что, как правило, в беспилотных автомобилях установлено сразу несколько дорогих лидаров, а также мощные вычислительные модули для обработки данных в реальном времени, из-за чего на начальном этапе развития беспилотных автомобилей они будут слишком дороги для личного владения.

«Яндекс», которая свой беспилотный автомобиль в мае 2017 года, также запустила тестовый сервис беспилотного такси. Пока в тестировании участвуют два автомобиля компании, основанные на Toyota Prius. Жители города, зарегистрировавшиеся в программе тестирования, могут вызвать автомобиль через бота в Telegram в одной из пяти точек, предназначенных для высадки и посадки пассажиров. При этом во время пилотного проекта все поездки будут бесплатными.


Зоны посадки и высадки пассажиров беспилотного такси

Для пассажиров доступны три задних сиденья автомобиля - на переднем пассажирском сиденье во время всех поездок будет находиться инженер компании, следящий за штатной работой автопилота, а водительское сиденье в компании решили оставить пустым.


Компания объявила, что пилотный проект в Иннополисе запущен в рамках соглашения о развитии беспилотного транспорта в Татарстане, подписанного с правительством республики.

Ранее «Яндекс» уже тестировать свои беспилотные автомобили на дорогах общего пользования Москвы, а затем один из них поездку из Москвы в Казань, во время которой 99 процентов пути были пройдены в режиме автопилота.

Сервисы беспилотного такси активно развиваются в США. Например, в 2017 году компания Waymo, ставшая продолжением проекта беспилотных автомобилей в Google, закрытую версию сервиса беспилотного такси, в котором пассажирами являются добровольцы, не работающие в компании. А в конце 2018 года Waymo планирует запустить в Аризоне публично доступный сервис и уже соглашение на поставку 62 тысяч автомобилей для этого. Кроме того, недавно сервис беспилотного такси в штате Техас стартап Drive.ai.

Григорий Копиев

В Татарстане появилось первое в Европе беспилотное такси. Это стало возможным благодаря соглашению о развитии в республике беспилотного транспорта между татарстанским правительством и компанией «Яндекс». Подробнее о новом сервисе - в репортаже ИА «Татар-информ».

Иннополис стал первым в Европе городом, где можно воспользоваться беспилотником для повседневных поездок. В городе появилось два беспилотных автомобиля марки Toyota Prius и пять остановок: университет, стадион, медцентр, жилой квартал «Зион» и технопарк имени Попова. К примеру, иннополисянин может утром вызвать такси к своему дому, доехать на нем до работы в технопарк, а оттуда отправиться в спортзал.


Прокатиться на беспилотнике можно бесплатно

Воспользоваться беспилотным такси можно ежедневно и абсолютно бесплатно. Однако чтобы стать клиентом «невидимого водителя» жителям города необходимо дать согласие на участие в тестировании. На сегодняшний день о своем желании уже заявили 100 человек.

Время ожидания автомобиля зависит от спроса, но есть небольшой секрет: чтобы быстрее добраться до места назначения, можно устроить совместную поездку. Скажем, объединиться с соседями по дому и всем вместе отправиться на работу в технопарк. Вместимость беспилотного такси - три человека.

Машина соблюдает правила дорожного движения, пропускает пешеходов, объезжает препятствия и может применить экстренное торможение. Его работу контролирует инженер-испытатель «Яндекса». Он также присутствует в салоне беспилотного автомобиля при поездке, но сидит на пассажирском сидении.


«В прошлом году Яндекс приступил к активным испытаниям беспилотного транспорта, а уже этим летом наша машина впервые проехала в автоматическом режиме почти 800 километров от Москвы до Казани, - заявила генеральный директор „Яндекса“ в России Елена Бунина. - Для нас технологии беспилотного вождения - одна из ключевых тем. Мы уверены, что в ближайшие несколько лет они найдут применение в общественном транспорте, каршеринге или, например, в такси. Это позволит сделать перевозки дешевле, доступнее, а самое главное - безопаснее».

«Беспилотник надежнее водителя с купленными правами»

Президент Татарстана Рустам Минниханов одним из первых протестировал первое беспилотное такси в Иннополисе и поделился своими впечатлениями с журналистами.

«В ближайшие несколько лет беспилотный транспорт станет обычным явлением. Сегодня в Иннополисе он доступен каждому. Мы нашли правовую форму для этого. Иннополис - это самый современный город, и нам нужно соответствовать этому названию», - отметил Президент РТ.


Кроме того, по словам Рустама Минниханова, в следующем году на чемпионате мира по рабочим профессиям WorldSkills беспилотным транспортом смогут воспользоваться не только жители Иннополиса, но и казанцы, а также гости татарстанской столицы. Данный вопрос уже согласован с руководством компании «Яндекс».

«Я убежден, что беспилотный автомобиль более надежный, чем водитель, который купил права. Я профессионально могу ездить на автомобиле и способен оценить, как плавно и системно все работает - это качество лучшего водителя. Как осуществляется поворот, торможение - очень комфортно и надежно. Рекомендую воспользоваться возможностью прокатиться на беспилотном автомобиле», - заключил татарстанский лидер.


Тест-драйв автомобиля с невидимым водителем

Журналист ИА «Татар-информ» тоже решил прокатиться на беспилотном такси. Садясь в машину, возник вопрос: «А как автомобиль понимает, что пора трогаться?». Оказывается, это пока еще функция инженера-испытателя, который сидит на переднем пассажирском сидении и контролирует процесс.

В целом наша тестовая поездка заняла около десяти минут. За это время мы успели посмотреть практически весь ИТ-город. В частности мы объехали технопарк, миновали пестрые домики детского садика, проехали мимо жилых домов и спортивного центра. Все это время машина сама решала, когда ей ускориться, а когда остановиться, чтобы пропустить пешехода.

Так, в салоне автомобиля установлена панель визуализации, на которой видно маршрут поездки «глазами» беспилотника. Например, заборы на табло светятся красным и предупреждают автомобиль, что туда ехать нельзя. Пешеходы изображены в виде зеленого прямоугольника. «Увидев» такой сигнал, наш беспилотник сбавил скорость и остановился, чтобы пропустить пешехода. После того, как «прямоугольник» отдалился, машина снова тронулась.

За всю поездку беспилотная Toyota ни разу не превысила скорость, но и не «плелась» слишком медленно, двигаясь со скоростью около 40 км/ч. Кстати, по ощущениям поездка на беспилотном авто ничем не отличается от поездки с реальным и очень аккуратным водителем.