Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. Молодежь, как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры Испытательный срок запрещено устанавливать для

Билет № 11

Социальная группа

В самом общем виде молодежь - , выделяемая на основе:

Особенности социального положения молодежи

Переходность положения.

Высокий уровень мобильности.

Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

Активный поиск своего места в жизни.

Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Проблемы социализации молодежи.

Острая реакция на все недостатки общества

Рост преступности среди молодого поколения

Ухудшение уровня и качества жизни

Экономическая незащищенность молодых ученых

Социальная незащищенность молодежи в сфере труда

Молодежные субкультуры

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру . Sub по- латыни – это «под», т. е. по смыслу содержит оттенок подчинения (подкультура, отклонение от культуры).

Молодежная субкультура обладает:

Своим языком; особой модой; искусством и стилем поведения.

Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.

Причины широкого распространения в современном обществе молодежной субкультуры:

В субкультурной общности подросток получает возможность принадлежать к избранной группе сверстников, являющейся для него референтной, возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологической значимости каждого, дает некую гарантию (или её иллюзию) независимости и защищенности от общества;

Субкультура позволяет молодому человеку лучше почувствовать и проявить самостоятельность своего «я»;

Помогает подростку освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.

К созданию субкультуры молодежь побуждают:

- Внутренне одиночество; - Протест против вранья; - Обособление от старших;



Потребность в друзьях; - Недоверие к взрослым; - Уход от жестокости мира;

Конфликты в школе и дома; - Власть над другими; - Противостояние официальному обществу;

Бегство от социальной действительности или неприятие ее; - Стремление найти эмоциональную поддержку.

Виды молодежных субкультур

По специфике поведения членов группы выделяют:

1. просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают;

2. асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера;

3. антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

В советские времена, наши бабушки и дедушки, папы и мамы были вовлечены в официальные молодежные организации. Этого требовала идеология.

По видам увлечений:

Музыкальные - субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:

Готы (субкультура) - поклонники готик-рока, готик-метала.

Металлисты - поклонники хэви-мэтал. - Панки - поклонники панк-рока.

Растаманы - поклонники регги. - Рэперы - поклонники рэпа и хип-хопа.

Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочем:

Отаку - поклонники аниме - Ролевики - поклонники ролевых игр

Байкеры - любители мотоциклов - Фурри - поклонники антропоморфных существ.

Имиджевые - субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:

Кибер-готы - Моды - Стиляги - Фрики - Гламур

Политические и мировоззренческие - субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:

Антифа - Хиппи - Яппи

Раскройте понятия «правосознание» и «правовая культура». Выделите факторы, влияющие на правовую культуру подростка.

Правосознание это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ



1. Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации.

2. Правовая идеология это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Обыденное правосознание массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.

Профессиональное правосознание понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм)

Научное правосознание идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных НИИ юридического профиля.

Правовая культура - совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1. психологический элемент (правовая психология);

2. идеологический элемент (правовая идеология);

3. Правовое поведение (юридически значимое поведение, воплощение закона в жизнь).

Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.

Правовая культура личности зависит от следующих показателей :

§ знания и понимания права;

§ уважения к праву в силу личного убеждения;

§ умения пользоваться правом;

§ подчинения своего поведения требованиям норм права.

ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм.

Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше в социальных группах, объединяющих лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата.

Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм.

Факторы, влияющие на правовую культуру подростка:

На формирование правовой культуры несовершеннолетнего ребенка влияют множество факторов:

1. Воспитание в семье (начиная с самого рождения), когда закладываются понимание добра и зла.

2. Дошкольное образование/воспитание (в детском саду) – первые запреты, опыт социализации.

3. Школьное образование/воспитание - соблюдение устава школы, режима дня, ПДД и т.д.

4. Уроки права – усвоение юридической терминологии, опыт работы с документами, разбор ситуаций

5. Близкое окружение (родственники, знакомые, друзья) пример соблюдения/несоблюдения законов

6. Улица (опыт социализации, девиантное поведение и его последствия, влияние социальных групп)

7. СМИ (особенное TV и Internet) – распространяемые принципы, создание образцов поведения

8. Государственная политика (правовые мероприятия, выполнение демократических принципов).

9. Работа правоохранительных органов (соблюдение принципа наказуемости, равенства перед законом)

10. Самообразование – чтение специальной литературы, анализ ситуаций и жизненный опыт.

11. Экономическое положение (уровень жизни населения, доступность благ цивилизации и т.д.)

12. Возрастные особенности личности подростка.

Билет № 12

Виды партий

1. По идеологической принадлежности : либеральные, консервативные, коммунистические, националистические и т.д.

2. По участию в осуществлении власти: Правящие (находятся у власти)

и Оппозиционные (не у власти, но имеют главную задачу эту власть завоевать)

3. По политическому спектру: Левые (-за реформы, - за увеличение государственной собственности, - за социальную защиту трудящихся, - за радикальные методы действий)

Центристские (за компромисс и сотрудничество)

Правые (за сильное государство, за частную соб-ть, за стабильность, негативное отношение к революции).

Билет № 13

Порядок заключения и расторжения трудового договора (ТД).

Процедура заключения трудового договора содержит следующие этапы (ученики переносят план в тетрадь)

1) обращение лица к работодателю с предложением (письменному заявлению) о заключении трудового договора;

2) рассмотрение заявления работодателем и принятия им решения;

3) издания приказа или распоряжения о зачислении работника на работу;

4) оформление трудовой книжки.

Трудовая книжка - основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Работодатель заводит трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше 5 дней. В неё заносят сведения о работнике, основные сведения о выполняемой работе, поощрения, перевод на другую работу и увольнение.

ТД заключается в письменной форме в 2-х экземплярах. Если работник уже приступил к выполнению трудовых функций, работодатель обязан в течение 3-х дней оформить договор письменно.

Прием на работу оформляется приказом, с которым работника вместе с правилами внутреннего распорядка под роспись ознакамливают в течение 3-х дней.

При заключении трудового договора по желанию сторон в нем может быть указан испытательный срок.

Срок испытания не может превышать 3-х месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров – не более 6 мес.

Испытательный срок запрещено устанавливать для:

Лиц, принятых по конкурсу - беременных женщин и женщин с детьми до 1,5 лет

Лиц до 18 лет, - выпускников вузов в течение 1 года устраивающихся впервые на работу по специальности

Избранных на выборную должность - лиц, переведенных с другой работы

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, он считается выдержавшим испытание.

Увольнение работника, не выдержавшего испытание возможно лишь до окончания испытательного срока.

Работник вправе расторгнуть договор в любой момент, известив администрацию не позднее, чем за 2 недели,

В течение этого срока работник вправе отозвать свое заявление

По истечении срока работник вправе прекратить работу, а работодатель - обязан выдать трудовую книжку и произвести полный расчет.

Билет № 11

Охарактеризуйте молодежь как социальную группу. Назовите основные молодежные субкультуры и причины их возникновения.

Социальная группа устойчивая совокупность людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

В самом общем виде молодежь - это социально-демографическая группа (от 16 до 25 лет) , выделяемая на основе:

Совокупности возрастных характеристик;

Особенности социального положения;

Социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, религией, культурой, особенностями воспитания и т. д.

Молодость - самый интересный, сложный и неоднозначный период жизни человека, его особенности во все времена вызывали большой интерес со стороны ученых, начиная от древних мыслителей и заканчивая современными исследователями и теоретиками. Соответственно и сама молодежь, и её особенности не менее интересовали и интересуют по сей день представителей абсолютно разных научных школ и направлений.

В социологии молодежи существует несколько направлений изучения молодежи, которые в принципе представляют собой определенные подходы к пониманию проблемы определения молодежи.

ь Молодежь как проблема. Молодость в рамках данного подхода представляется как источник социальных и культурных конфликтов, угроза не только существующему, но и будущему социальному порядку. Причиной криминализации общества также считается молодежь, как и источником социальных болезней и моральных паник.

ь Молодежь как страх. Согласно второму подходу, со стороны общества должны проявляться социокультурное и психологическое неприятие молодежи, отторжение её ценностей и идеалов. Также данная социальная группа представляется как угроза привычным нормам традиционного патриархального мира взрослых.

ь Молодежь как надежда. С молодежью связываются самые лучшие и оптимистические идеи будущего социального устройства мира. Жизнь взрослых представителями данного направления рассматривается как залог счастья детей. В будущий период переносятся модели гармоничного сосуществования людей всех социальных групп. Ныне живущая молодежь приобретает некоторые преимущества перед взрослыми, так как она уже сегодня несет в себе «светлое завтра».

ь Молодежь как зависть. Молодость рассматривается и культивируется в потребительской культуре и рекламе как загадочная пора, полная неповторимых преимуществ. На данной идее строится целая идеология, утверждающая возможность и необходимость продления этого периода жизни практически до бесконечности.

ь Молодежь как символ. Данный подход характерен для творческого, философского и художественно-литературного осмысления молодости. В его рамках возможно соединение всех предыдущих подходов, но не на реальном, а на символическом уровне. То, что принадлежит молодости, всегда было овеяно символикой, которая остается значимым моментом всякой культуры. Приобретение этих символов, прямое или опосредованное, всегда означает для человека намного больше, чем простое и привычное приобретение вещи или предмета.

Из вышесказанного видно, что понятие молодежь содержит в себе множество аспектов, и однозначное определение данному многогранному понятию дать достаточно не просто. В социологии молодежи понятия «молодость» и «молодежь» понимаются и используются как минимум в трех смыслах:

1) определенный возраст;

2) некое состояние, определяемое социокультурными критериями;

3) некая группа или поколение с присущими ей ценностями.

Сложность определения понятия «молодежь» просматривается уже в попытке определить её возрастные рамки. В понятии «возраст», в свою очередь, можно выделить несколько уровней: биологический, психологический, социальный, культурный и другие.

Мыслители прошлого постоянно обращались к проблеме воспитания молодежи и оказания ей помощи в процессе развития её личностных качеств и овладения знаниями. Рассмотрим особенности данного вопроса в каждой исторической эпохе.

§ Древние века. Попытки выделить жизненные циклы и описать их основные характеристики принадлежит выдающемуся мыслителю Пифагору. Он проводил аналогию между возрастами жизни и временами года. Так, детство и юность (возраст до 20 лет) аналогичны весне, молодость (20 - 40 лет) аналогична лету.

§ Второй этап: обоснование необходимости соответствующего воспитания молодежи, способной организовать и поддерживать идеальное общество. Платон подчеркивал необходимость воздействия на молодое поколение таким образом, чтобы оно было способно поддерживать идеальный строй общества. Ставились проблемы воспитания добродетелей и справедливости. Идеальное государство должно создавать систему образования и воспитания молодых людей, только так они могли обрести одну из добродетелей: мудрость, мужество и благоразумие. Аристотель выделял в качестве главной добродетели справедливость, которая реализуется в заботе о другом человеке (молодежи). Только поддержка молодежи в конечном итоге приведет к заботе об обществе.

§ Понимание молодого поколения как приемника или носителя традиционных образцов поведения, выработанных старшими поколениями. Соответственно, помощь молодежи воспринималась как обучение по принципу равных возможностей. Конфуций связывал проблему человеческого существования и познания мира с социально-этическими нормами. Общество должно управляться только с помощью моральных норм, а не административно-правовыми или экономическими методами. По этой причине особое внимание он уделял воспитанию молодежи в духе первостепенной важности межличностных отношений. «Государство - одна семья» - основной постулат конфуцианских учений. Образование молодежи должно быть направлено на формирование таких качеств, которые проявлялись бы в гуманности, справедливости, взаимности, мужестве, почтительности, братстве, любви, милосердии. Главной задачей молодежи считалось освоение традиционных образцов поведения.

§ Идеи мыслителей эпохи Возрождения (15-17 века). Преобладали гуманистические идеи воспитания молодежи, акцент делался на формирование веры в собственные силы. Молодой человек предстает как единство разумного и чувственного, как свободное, активное существо, наделенное беспредельными творческими возможностями. Поэтому приоритет воспитания - осознание собственных сил, таланта, обретение гордости и стремление к самоутверждению.

§ Идеи мыслителей эпохи Просвещения. Поддержка молодежи рассматривается через обеспечение правовых гарантий и свобод. Ж. Ж. Руссо, уверенный в том, что лучшие задатки детей и молодежи подавляются обществом, где царит неравенство и деспотичная власть, видел выход из положения в особом воспитании. Последнее должно проходить на природе, и где наставнику необходимо по возможности полно учитывать способности, склонности, интересы воспитанника и с уважением относиться к личности молодого человека. Необходимо научить их самостоятельно мыслить, потому что молодые люди призваны реализовать себя в перестройке общественного отношения на разумных началах. Поддержка молодежи рассматривалась через декларирование равных прав, свободы собственных решений и действий.

Проследив эволюцию понятия «молодежь» и отношения к данной социальной группе, рассмотрим отечественную традицию определения понятия «молодежь».

Долгое время в социологии молодежь не выделялась и не воспринималась отдельной группой, а рассматривалась как часть рабочего класса, крестьянства или интеллигенции. Но постепенно отечественные исследователи пришли к выводу о наличии таких группообразующих признаках молодежи, как возрастные характеристики, особенности социального положения, специфические социально-психологические свойства. Наиболее распространенно определение И. С. Кона:

Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социальную природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных для данного общества закономерностей социализации .

Лисовский В. Д. определял молодежь как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции, в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет .

Бабочкин И. П. подчеркивает в качестве основной черты молодежи её привлекательность в период своего становления . Возрастные границы следует определять в зависимости от ведущей сферы жизни; верхняя граница может определяться правовой дееспособностью - 18 лет, гражданской дееспособностью - 21 год, профессиональное становление - преимущественно 25 лет.

Молодежь - большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования. К молодежи обычно относят (в статистике, в социологии) людей в возрасте 16-30 лет. Однако социальная неоднородность молодежи побуждает некоторых исследователей определять «верхнюю» возрастную границу молодежи в зависимости от продолжительности формирования социально-экономических и профессиональных качеств различных ее групп. Так, социальное и профессиональное становление молодого рабочего в основном завершается к 25 годам, а молодого ученого - к 35. Возрастные границы молодежи зависят также от особенностей конкретно-исторической ситуации в той или иной стране, ее общественного строя. Например, широкое применение детского труда, труда подростков существенно сдвигает «нижнюю» возрастную границу молодежи к более ранним годам. Общность социальных и психологических черт молодежи, интересов многих входящих в нее групп (учащихся, студентов, молодых рабочих и др.) - основа массовых выступлений, совместных действий молодежи не только в рамках одной страны, но и в международном масштабе. Сложность и противоречивость процесса вступления молодежи в самостоятельную жизнь порождает различные формы молодежного протеста, в том числе асоциальные (преступность, наркомания, «сексуальная свобода» и т. п.), специфическую молодежную субкультуру. Однако все это не дает оснований считать молодежь особым классом современного общества. Напротив, социальная структура молодежи есть «слепок» классово-слоевой структуры данного конкретного общества. Молодежь - наиболее мобильная его часть, оказывающая активное воздействие на динамику социальной структуры, изменения классового и слоевого состава населения. Для этой группы характерна высокая интенсивность как межгенерационной, так и внутригенерационной мобильности (наибольшее число переходов из одних социальных групп в другие приходится, например, в России на первые 10 лет трудового стажа). Относительно наиболее однородную - и по возрасту, и по социальным характеристикам - часть молодежи составляют учащиеся средних учебных заведений и студенты, основным видом деятельности которых, определяющим все существенные черты их образа жизни, является учеба, подготовка к будущей трудовой жизни .

Молодежь - понятие современного социогуманитарного знания, используемое для обозначения совокупности индивидов, обладающих социопсихическими качествами, способствующими перманентной активной переоценке ими любых существующих в обществе ценностей (как правило, в контексте не их осмысления, а их разрушения либо конструктивного / неконструктивного преодоления). В свете подобной характеристики молодежь выступает не столько возрастной (ввиду предельно широкого диапазона соответствующих нормативов), сколько особой социально-психологической и творческой категорией людей .

Молодежь - большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования (это молодые люди в возрасте 16 - 30 лет) .

Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально-психологических свойств. Современные возрастные границы от 14--16 до 25--30 лет .

Согласно проекту ФЗ «О молодежи», молодежь (молодые люди) - проживающие на территории Российской Федерации физические лица (граждане Российской Федерации, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации так же иностранные граждане и лица без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет .

Для более глубокого понимания специфики молодежи и особенности данного этапа жизни, рассмотрим его в пересечении двух векторов: движение от зависимости к независимости, и от безответственности к ответственности .

Начнем с зависимости. С одной стороны, они - дети, которые зависимы, с другой стороны - они взрослые, т.к. достигли независимости. Молодость - термин, описывающий это движение от зависимости к независимости. Молодые люди более независимы, чем дети, отсюда их общее недовольство родителями: «Перестаньте воспринимать меня как ребенка; я уже взрослый и могу сам выбрать себе одежду» (поздно приходить, иметь друга и т.д.), но они все еще зависимы от взрослых, от средств к существованию и знаниям, зависимы от их любви и по причине безопасности.

Понятие «независимости» связано со следующими институтами.

1. Семья. «Молодость» характеризует, описывает семейную позицию таким образом, что молодой человек становится менее независимым от семьи (имеются в виду любые формы семьи). В Великобритании существует предположение, что раз дети, в конечном счете, уходят из родительской семьи, заводят свои семьи и ведут свое хозяйство, то это значит, что «молодость» означает изменение формы семьи.

2. Образование. Первое очевидное социальное движение по направлению к независимости детей от родительской семьи есть момент, когда они идут в школу.

Школьная жизнь меняется, когда ученики становятся взрослее, постепенно увеличивается их личная ответственность за школьную работу, их успех и неудачи. Ученики начальной школы, организовывающие свою работу вокруг выбранных ими на начальном уровне обучения предметов, более независимы, чем дети в детском саду.

3. Работа. Предполагается, что окончание школы означает конец молодости. Когда человек выходит на рынок рабочей силы, сам зарабатывает себе на жизнь, неужели он не получает статус взрослого? Молодые рабочие определенно имеют больше независимости, чем школьники (или молодые безработные), но они все еще включены в процесс достижения статуса взрослого. Частично имеются в виду деньги - молодым платят меньше, чем взрослым рабочим; предполагается, что они все еще живут со своими родителями, они не полностью независимы. Частично имеется в виду само рабочее место. Прежде всего, молодые рабочие нуждаются в элементарном обучении основам профессии, и, находясь в статусе обучаемого, они остаются под влиянием власти взрослых. Помимо этого, они находятся под строгими формами дисциплины, поскольку они «социализируются» и приобретают рабочие привычки.

Не все взрослые обладают полной независимостью (и большая часть молодых рабочий не собирается занимать руководящие должности), однако молодые рабочие в целом более управляемые.

4. Досуг. Молодежная культура, как мы в дальнейшем покажем, особенно ассоциируется с отдыхом, развлечениями. То, как молодые люди выражают себя в досуге (одежда, музыка, танцы), это делает их особой социальной группой, и большинство социологов в сфере молодежи, в действительности, есть социологи в сфере молодежного досуга.

Второй важный аспект перехода из детства во взрослость связан с понятием «ответственность». Молодежь часто характеризуется как «безответственная», но на самом деле молодость - время, когда все новая и новая ответственность принимается молодым человеком: ответственность за домашнюю работу, за то, как проводишь время на вечеринке и в выходные и т.д. Это отражает изменение молодыми людьми институциональных ролей, но «рост» имеет и психологический подтекст, включающий интеллектуальное и эмоциональное развитие. От молодежи ожидают «зрелости», рассматривают их как зрелых, но если зрелость и считают более определенным понятием, чем юность, тем не менее, оно лежит позади ясного и простого способа определения и разделения молодежи и взрослых людей - закона.

Закон определяет мир взрослый в терминах ответственности - люди считаются взрослыми, если они рассматриваются законом как могущие быть ответственными за свои действия, когда они считаются вполне зрелыми для того, чтобы принимать определенные решения для самих себя. Сложность и запутанность здесь в том, что определенный вид ответственности связывают с определенным возрастом.

Закон регулирует все эти виды активности и утверждает явное, очевидное отличие между взрослой и юношеской ответственностью. Молодость, другими словами, частично имеет легальные, общепринятые определения, и когда закон изменяется (например, изменение возраста окончания школы с 15 до 16 лет или снижение возраста начала голосования с 21 до 18) - все это есть значения молодости. Но здесь нужно сделать последний штрих: закон определяет, когда мы способны к определенным действиям (и должны брать во внимание биологический возраст как лучшее измерение), однако это не принуждает нас принимать ответственность взрослого человека. Большинство людей женятся и выходят замуж, например, через несколько лет после того, как это легально разрешено. Это предполагает интервал между легальными (официальными) и социальными определениями взрослости (взрослой жизни).

В традиционном обществе человек сразу после стадии детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние (инициация). В Киевской Руси 10-летний человек рассматривался как юридическое лицо и формально мог занимать определённые государственные мосты, а 12-летние княжичи, к тому времени заканчивавшие обучение, подвергались обряду посвящения в воины с официальным присвоением статуса - «Воин-ратник Дружины».

Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития по ряду причин.

1) Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.

2) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования.

3) Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.

На пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. Молодёжь как социальная группа охватывает людей в возрасте от 16 до 25 лет. Подростковым чаще всего считается возраст 11-15 лет, а ранним юношеским - 16-18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии пришёл термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т.е. в возрасте, обозначенным числительными, заканчивающимися на «teen».

Завершение молодёжного возраста также обусловлено определенными причинами: окончание обучения, вступление в брак, рождение ребенка, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение политических прав, чёткое формирование системы ценностей.

Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.

Рассматривая данную социальную группу, необходимо иметь ввиду, что молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская - городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) - рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре. Причем представители каждой группы обладают специфическими свойствами, качествами, их социализация происходила по определенным, специфичным для данной группы закономерностям.

С точки зрения социально-психологических особенностей молодость определяется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности.

Особенности современной молодежи:

1. Существенно усложняется и удлиняется процесс социализации.

2. Изменились критерии социальной зрелости. Теперь таковыми являются:

ь вступление в трудовую жизнь;

ь завершение образования;

ь реализация гражданских и пиитических прав;

ь достижение материальной независимости от старших.

3. Становление социальной зрелости происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов.

4. Трудности взросления молодого человека. К мелочам и частностям взрослой жизни молодежь, как правило, не готова, то есть уровень запросов, притязания, ожидания характеризуются максимумом своего возможного проявления. Они, как следует предполагать, не соотносятся с призванием, способностями, что приводит к нереализации планов и, соответственно, к разочарованию и неудовлетворению сделанным тем или иным выбором.

5. Субкультура молодежи. Молодежная субкультура - это культура определенного поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. К основной характеристике современной молодежной субкультуры можно отнести феномен субъективной размытости, то есть отчужденность от общепризнанных норм, ценностей и т.п.

В возрастной психологии период молодости отождествляют с периодом юность. Юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы его определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет) . Мухина В.С. также период молодости в возрастной периодизации относит к юности. Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного взросления .

К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками наряду с сохранением коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.

Юность - напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или макросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, а также к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписанных общественных нормативов.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.

И.С. Кон выделяет разные типы юности .

В зависимости от индивидуально-типологических особенностей существуют принципиально разные типы развития. У одних людей юность -- период «бури и натиска», протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими и с самим собой. У других юность протекает

плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, им не свойственны; такие люди добавляют меньше всего хлопот воспитателям, но в их развитии механизмы приспособления могут блокировать формирование самостоятельности. Третий тип юности характеризуется быстрыми, скачкообразными изменениями, которые, однако, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив свои жизненные цели, такие юноши и девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита интроспекция и эмоциональная жизнь.

Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика саморегуляции образов «я». Тут есть известная общая логика. Судя по имеющимся, к сожалению, довольно скудным, эмпирическим данным, все подростки начинают с периода относительно диффузного,

расплывчатого «я», затем проходят стадию «ролевого моратория», деятельность которой может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности, завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами. Уровень развития «я» тесно связан с развитием других личностных особенностей. Юноши и девушки, переживающие стадию диффузного «я» или «ролевого моратория», часто отличаются меньшей психологической самостоятельностью и повышенной конформностью, их моральное сознание не выходит за пределы обыденных, конвенциональных норм и представлений, а их межличностным отношениям недостает глубины, психологической интимности и устойчивости. Слишком поспешное самоопределение путем бездумного, пассивного принятия готовых образцов и шаблонов деятельности коррелирует с ригидностью интеллектуальных процессов и стереотипным, формальным стилем общения. Нужно подчеркнуть, однако, что никаких жестких возрастных норм перехода из одной стадии в другую не существует. Не все люди достигают высших этапов умственного, нравственного и социального развития, предполагаемых понятием Личности с большой буквы. Одни и те же свойства у одного старшеклассника являются временными, стадиально-возрастными, а у другого -- индивидуально-личностными, которые будут сопутствовать ему всю жизнь.

У большинства старшеклассников уже отчетливо выражена дифференциация интересов и предпочтение тех или иных видов деятельности . Один любит умственный труд, другой -- физический, третий -- общение с людьми, четвертый -- общественную работу, пятый увлекается всем поочередно, а шестой -- ко всему одинаково равнодушен. Не менее разнообразна их мотивация. Одним, что бы он ни делал, движет потребность достижения и самопроверки, другим -- желание приносить кому-то пользу, третьим -- чувство зависимости и потребность в одобрении окружающих, четвертым -- желание уйти от напряжения и конфликтных ситуаций и т. д.

Молодость - наиболее интенсивный период социализации, усвоения принятых в обществе норм, правил и традиций, необходимых для вступления во взрослую самостоятельную жизнь и усвоения новых для молодого человека ролей. Юность -- завершающий этап первичной социализации. Это ставит перед школой три взаимосвязанные задачи. Школа должна подготовить старшеклассника, во-первых, к труду, во-вторых, к семейной жизни, и, в-третьих, к общественно-политической деятельности, к выполнению гражданских обязанностей . Ни одна из этих задач не может быть решена отдельно от других. Комплексный подход к воспитанию означает неразрывное единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, причем во всех этих вопросах школа работает не одна, а в содружестве с другими общественными институтами.

Взрослость часто воспринимается как статичное, однажды достигнутое окончательное состояние (вспомним выражение «стать взрослым»). Это процесс, стадия жизненного пути, характеризующаяся, с одной стороны, адаптацией, приспособлением к наличным социальным условиям и способностью их воспроизводить, а с другой -- самостоятельностью, способностью и умением инициировать нечто новое, изменяя своей, совместной с другими людьми деятельностью унаследованные от прошлого обстоятельства. Эти свойства неодинаково выражены у разных людей. Сравнивая понятия, в которых взрослые люди ретроспективно описывали свой переход от юности к зрелости, психологи обнаружили два полюса. Одни люди переживают взрослость как обогащение своей личности, расширение сферы жизнедеятельности, повышение уровня самоконтроля и ответственности, иначе говоря -- как самореализацию. Другие, напротив, подчеркивают главным образом приспособление к объективным обстоятельствам, считают, что материальные успехи достигнуты ими ценой отказа от индивидуальности, утраты свободы самовыражения, свежести чувств и т, д.

В заключение можно подчеркнуть, что понятие молодежь содержит в себе множество аспектов, и однозначное определение данному многогранному понятию дать достаточно не просто.

Однако данный феномен, социальная группа - молодежь привлекала внимание мыслителей и ученых во все времена, от Пифагора и Платона до современных исследователей. Во все времена менялось и понятие молодежи, и отношение к данной группе. Например, Пифагор считал молодость (20-40 лет) аналогичной лету; Платон видел основное предназначение молодежи в организации и поддержании идеального общества, что возможно только при овладении молодым поколением добродетелей (мудрость, мужество и благоразумие); в конфуцианские времена молодежь считалась приемником традиционных норм и образцов поведения, в ней необходимо воспитывать определенные качества для поддержания мира в обществе; в эпоху Возрождения акцент в воспитании молодежи делался на формирование веры в собственные силы; в эпоху Просвещения приветствовалась всяческая поддержка молодежи, особое воспитание и соблюдение её прав. Однако как особая социально-демографическая группа молодежь стала восприниматься только с переходом общества к индустриальной стадии развития.

Анализируя различные подходы и направления в изучении молодежи в разные временные интервалы, можно выделить несколько наиболее полных и адекватных определения данного понятия.

И.С. Кон. Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социальную природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных для данного общества закономерностей социализации.

Лисовский В. Д. определял молодежь как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции, в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет.

Саймон Фрис рассматривает молодость в пересечении двух векторов: движение от зависимости к независимости, и от безответственности к ответственности.

Молодость - период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности; наиболее интенсивный период социализации, усвоения принятых в обществе норм, правил и традиций, необходимых для вступления во взрослую самостоятельную жизнь и усвоения новых для молодого человека ролей.

В возрастной психологии период молодости отождествляют с периодом юность. Юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы данного периода расходятся в различных направлений, научных школ и исследовательских позиций, но многие авторы выделяют этот период с 14-16 лет до 25-30, что соответствует принятой в данной работе периодизации молодости.

Основные возрастные задачи данного периода на ранней стадии: подготовка старшеклассника, во-первых, к труду, во-вторых, к семейной жизни, и, в-третьих, к общественно-политической деятельности, к выполнению гражданских обязанностей. Ни одна из этих задач не может быть решена отдельно от других. По окончании школы перед юношей стоит непростой выбор относительно продолжения его обучения или начала трудовой деятельности. Параллельно профессиональному самоопределению, ведущий вид деятельности молодого человека - семейное самоопределение, начало самостоятельной жизни.

По мере взросления, молодой человек постепенно переходит в стадию взрослости. Однако, взрослость часто воспринимается как статичное, однажды достигнутое окончательное состояние. Этот период характеризуется адаптацией, приспособлением к наличным социальным условиям и способностью их воспроизводить, самостоятельностью, способностью и умением инициировать нечто новое, изменяя своей, совместной с другими людьми деятельностью унаследованные от прошлого обстоятельства.

К молодежи как социальной группе относят людей в возрасте от 16 до 25 лет. Если для подростка в первую очередь важны внешние события, поступки, то со вступлением в пору юности все большую значимость для человека приобретают его внутренний мир, собственные мысли и чувства, осознание своей неповторимости С 18 лет молодой человек может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности.

Значительная часть молодежи — это учащиеся и студенты. Значение образования в современных условиях понимают многие Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального и высшего образования в государственных учебных заведениях Творческая активность, открытость в общении, большие жизненные планы, вера в собственные силы и возможности окрашивают жизнь учащегося, студента. Но неспособность к систематическим умственным усилиям, работа урывками могут стать причиной неуспеха и разочарования в учебе.

Молодых нередко обвиняют в инфантилизме — стремлении к иждивенчеству, требовании постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе. Такие проявления не редкость, но общество в целом признает за молодежью высокую степень социальной зрелости, развитое чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу — субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре, либо противостоять ее фундаментальным ценностям – контркультура. Субкультура — культура какой-либо социальной группы, которая отрицает общепринятые нормы. Молодежная субкультура далеко не однородна: в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия.

Для сообществ молодых парней характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен те столько результат совместной деятельности, сколько характер складывающихся межличностных отношений. Девушки более избирательны в общении. В то же время субкультуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи определенные характерные черты, особый характер отношений, сосредоточенный на дружбе в группах сверстников, потребность в общении с ровесниками. стремление к обособлению от старших, желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, отсюда складываются неформальные молодежные группы, которым свойственно противоречивое сочетание единообразия и непохожести. Единообразие в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике поддерживается внутри группы (фанаты). Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) выделиться в общем потоке молодежных движений. Некоторые молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных пределах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру рок-группы, футбольные и хоккейные фанаты, рэп, панки и т.д. Иногда совершаются антиобщественные действия — хулиганство, драки, погромы. В этом случае общество сталкивается с отклоняющимся поведением.

Основные черты молодежной субкультуры:

  • вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; "
  • включение в различные группы сверстников;
  • своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке;
  • это скорее культура досуга, чем работы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План: Что такое молодёжь Трудности социализации. Легко ли быть молодым Социальные роли в юношеском возрасте. Молодёжь в российском обществе.

3 слайд

Описание слайда:

Социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет. Понятие «молодежь»

4 слайд

Описание слайда:

Периодизация Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) - находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак). Средняя группа: молодежь 18-24 лет (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей. Старшая группа: молодые взрослые 25-30 лет - это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.

5 слайд

Описание слайда:

Особенности социального положения молодежи Переходность положения. - Высокий уровень мобильности. - Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса. - Активный поиск своего места в жизни. - Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

6 слайд

Описание слайда:

социальные и психологические критерии молодежи 1) особая эмоциональная восприимчивость; 2) стремление идти на риск; 3) высокая степень мобильности; 4) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям; 5) стремление к максимальному проявлению своих сил и возможностей; 6) определённое критическое отношение к старшему поколению; 7) определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности; 8) ощущение зависимости от третьих лиц; 9) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками; 10) стремление к идеалу.

7 слайд

Описание слайда:

Трудности социализации. Легко ли быть молодым? несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинэйджеров, который задан их возрастом; 2) несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинэйджеров, связанных с психофизиологическим взрослением; 3) противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников. Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. Инфантилизм психический – особенность психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость.

8 слайд

Описание слайда:

Социальные проблемы российской молодёжи жизненные цели % ответивших иметь хорошую семью 11,3 получить хорошее образование 13,9 устроиться на хорошую работу 12 иметь свою квартиру 6,3 заработать много денег 3,4 обеспечить будущее детям 6,9 открыть свой бизнес 2 жить в достатке 9,6 приобрести дорогие вещи 23

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относятся 1. отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; 2. ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; 3. увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; 4. ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; 5. неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; 6. усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; 7. снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

11 слайд

Описание слайда:

Государственная молодежная политика России стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы; формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии; разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений; формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда; освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.

12 слайд

Описание слайда:

Социальные роли в юношеском возрасте: сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка, ученик/ученица, участник спортивной секции, работник, семьянин.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.3. Молодежь как социальная группа

Молодежь – 1) социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 14 до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств; 2) наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Особенности социального положения молодежи: переходность положения; высокий уровень мобильности; освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса; активный поиск своего места в жизни; благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

* С точки зрения ведущих видов деятельности, период молодости совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность).

* С точки зрения психологии, молодость – это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья. Осознание ошибок формирует его собственный опыт.

* С позиции права, молодость – время наступления гражданского совершеннолетия (в России – 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т. е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т. д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности (соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества и др.).

* С общефилософской точки зрения, молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. С этой позиции молодость – период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям – она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.

Основные проблемы молодежи

– в социальной структуре положение молодежи характеризуется переходностью и нестабильностью;

экономические факторы более всего влияют на положение молодежи (молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей, отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей, заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, мала и студенческая стипендия). В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.

духовные факторы: усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

проблема «отцов и детей» связана с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. Поколение – это объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни.

Неформальные группы характеризуются следующими признаками: возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, которые направлены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки; относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп; выражение иных ценностных ориентаций или мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

Классификация молодежных групп и движений (в зависимости от особенностей самодеятельности молодежи)

1) Агрессивная самодеятельность: базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц.

2) Эпатажная самодеятельность: базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни – одежде, прическе, так и в духовных – искусстве, науке (панк-стиль и т. д.).

3) Альтернативная самодеятельность: базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.).

4) Социальная самодеятельность: направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.).

5) Политическая самодеятельность: направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы.

Молодежная политика – это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала молодежи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Основные направления молодежной политики

– вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;

– развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;

– интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Молодёжь Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Золотая молодежь С французского: Jeunesse doree. Буквально: Позолоченная молодежь.В свое время Жан Жак Руссо в своем романе «Новая Элоиза» (1761) писал о «позолоченных людях» (hommes dores), то есть о знатных, состоятельных господах, одетых в расшитые золотом камзолы. В эпоху Великой

Из книги «Афганский» лексикон. Военный жаргон ветеранов афганской войны 1979-1989 г.г. автора Бойко Б Л

Молодежь - барометр общества Слова знаменитого русского врача, основоположника военно-полевой хирургии и активного борца с сословными предрассудками в области образования Николая Ивановича Пирогова (1810-1881).Цитируется как напоминание о том, что о нравственном здоровье

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

молодежь солдаты первых шести месяцев службы А теперь, молодежь, слушайте сюда, - он стряхнул пепел прямо на сияющий пол. - На чужих не работать. Выполнять приказы только своих. Если кто-то захочет вас припахать, пусть обращается ко мне. автора Томчин Александр

35. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС», «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА», «СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОИ», «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» Социальный класс – это крупная единица в теории социальной стратификации. Это понятие появилось в XIX в. До этого основной социальной единицей было сословие. Существуют различные

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой Андрей

37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» Социальные общности – это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

10. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА Семья – малая социальная группа, социальная ячейка общества, основана на супружеских отношениях и родственных связях (между братьями и сестрами, мужем и женой, детьми и родителями).Семья возникла в конце первобытнообщинного строя

Из книги Наркомафии [Производство и распространение наркотиков] автора Белов Николай Владимирович

8.12. Молодежь - какая она и чем интересуется? В привокзальном районе крупного города на улице к вам может подойти юное создание с взъерошенными фиолетовыми волосами и затуманенным взором и попросить у вас немного денег - на наркотики. Кое-кто из подростков не может найти

Из книги автора

Осторожно: молодежь Из бюллетеня конгресса врачей-наркологов: «В России формируется молодежная наркотическая культура со своими центрами - дискотеками. Эта молодежная субкультура активно поддерживается средствами массовой информации, пропагандирующими рэйв как

Из книги автора

Глава 12 Группа советских войск в Германии – Западная группа войск в 1945-1994