Омскмама совместные покупки регистрация. Отзыв: Омскмама совместная покупка. Онлайн поддержка и персональный менеджер

Зачастую родители ожидают, что ребенок, если не сразу, то после пары-тройки неудач, точно поймет, что нужно писать и какать в горшочек. Если этого не происходит лет до двух, то мама с папой сохраняют относительное спокойствие и самообладание. Но если это не случается после двух лет, то родители начинают паниковать: ведь во многих журналах про детей и на специализированных сайтах в Интернете пишут, что самым подходящим возрастом для . Ну, ладно, 2,5. Но три года — это уже критический возраст.

Но на самом деле не стоит огорчаться и, тем более, впадать в панику. Специалисты считают, что каждый ребенок уникален, и он не обязательно должен соответствовать общепринятым схемам. Кстати, вполне может случиться, что ребенку просто не подходят выбранные методы приучения и надо попробовать что-нибудь другое.

Последние эффективные методы приучения к горшку, когда все остальные уже перепробованы

Первый совет , естественно, в том, чтобы не заставлять ребенка, не ругать его, не кричать, не пугать. Такие действия способны надолго отбить у малыша любой порыв «сходить», куда положено. Если подобные «методы» уже имели место, то необходимо как можно скорее их сменить на ласку и терпение. Если необходимо, нужно прекратить попытки приучения, и продолжить их через некоторое время.

Самые лучшие способы в любом обучении ребенка — игровые . Главное, не превратить сам горшок в игрушку! Если это уже произошло, необходимо заменить горшок на другой, отличающийся по цвету, форме и т. п.
Также нужно исключить психические, физиологические причины отказа от горшка.

Есть несколько игровых форм приучения.

  1. «Горшочек хочет, чтобы его покормили». Можно придумать сказку, в которой главный персонаж — горшочек, и рассказать ребенку, что горшочек нужно «кормить» и «поить». Да, да, и объяснить ребенку, ЧЕМ питается горшочек. И что без ЭТОГО горшочек будет голодать.
  2. Ролевые игры с игрушкой. Речь идет не только о том, чтобы просто высаживать игрушку на другой горшочек рядом с ребенком. Нужно продемонстрировать всю процедуру: снять штанишки, трусишки, посадить, может, для наглядности налить воду в горшок, потом вылить ее в унитаз. Также продемонстрировать, что будет, если не «сходить» вовремя на горшок. Кукла может намочить штанишки, а это очень неприятно, особенно, если вокруг есть люди. Нужно помыть куклу, надеть ей сухие штаны, и в следующий раз пусть она «пописает» в горшочек.
  3. «Награда нашла своего героя». Это элементарный, но очень эффективный метод. Малыша просто награждают за каждый удачный «поход». Наградой могут быть мелкие недорогие игрушки, наклейки, картинки. Главное здесь — вовремя прекратить выдачу «призов», а то ребенок начнет отказываться делать свои дела даром.
  4. «Игра на меткость». Здесь все понятно: малышу предлагается метко попасть в горшок. Такая игра больше нравится (и подходит) мальчикам. Можно даже нарисовать на дне горшка мишень.
  5. «Игра во взрослого». После того, как малыш сделает свое «мокрое дело», нужно вместе с ним взять горшок, вылить содержимое в унитаз, помыть горшочек. Если ребенок ничего не сделал, можно незаметно для него подлить водичку в горшочек (например, шприцем без иглы) и повторить описанную выше процедуру.
    Можно самим придумать какую-нибудь игру, которая понравится именно вашему малышу.

Причины отказа от горшка

Причин, почему ребенок не может научиться (или не хочет) справлять нужду в горшок, может быть несколько.

Психологические

К таким причинам можно отнести:

  • пережитый (или переживаемый) стресс (проблемы в семье, внешние раздражители);
  • боязнь горшка. Ребенок может бояться предложенного ему горшка: слишком яркий, шумный, холодный, малыш приучался ранее к ;
  • кризис 3-4 лет. В этом возрасте ребенок переживает кризис, может упрямиться, отказываться выполнять просьбы, проявлять агрессию.

Физиологические

  • перенесенное недавно заболевание также может негативно отразиться на попытках приучить ребенка к горшку;
  • горшок может быть просто неудобным для ребенка;
  • приучение к горшку раньше, чем ребенок дорос до этого.

Помощь психолога

Итак, при возникновении проблем с приучением к горшку стоит выявить и по возможности исключить описанные выше причины.
Если же ребенок все равно отказывается делать «дела» в горшок, есть смысл обратиться к специалисту. Ведь при этом могут присутствовать некоторые другие признаки психологических проблем: общая нервозность, отклонения от обычного поведения, подавленность.

В случае, если малыш ведет себя как обычно, бодр и весел, причин для паники нет.

И самый простой и главный совет — будьте терпеливы с вашим любимым ребенком, и все у вас и у него получится .

Подошло время, когда носить памперсы становится уже неприлично. Скоро идти в садик, малыш уже уверенно ходит, даже бегает, потихоньку говорит. Пора знакомить его с «ночной вазой». Однако странный предмет не слишком понятен крохе, он то капризничает, пытается вставать, призывы «пи-пи» не слишком вдохновляют. Видно, что, не понимая, зачем это, ребенок не хочет садиться на горшок в 1,5 года.

Как приучать к горшку?

Для каждого человека это индивидуальный процесс. Китайцы сажают детей на унитаз рано, американцы напротив, не торопятся. По мнению многих детских специалистов, «горшечный» период начинать к 1- 1,5 году, иначе он будет просто не готов к таким перипетиям судьбы.

Как определить моральную и физическую готовность крохи?

  • он должен ходить сухим с 2 часов и больше;
  • просыпаться по утрам или после дневного сна с сухими штанишками;
  • давать маме знать о желании сходить в туалет. Одни дети ерзают, мычат, другие наоборот, устраиваются на корточки, третьи хлопают ручками между ног – перемена в поведении будет заметна;
  • малыш начинает проявлять интерес к «взрослым» туалетным делам. Отличная вещь – подать личный пример. Возьмите кроху в туалет с собой, объясняйте пошагово, что делаете и зачем. Скажите, что унитаз большой и ему рано садиться туда. Его унитаз – это горшочек;
  • дитё начнет проявлять чистоплотность – он тянет грязный подгузник за край, нервничает, давая понять маме, что пора сменить.

Что делать, если ребенок не хочет садиться на горшок?

Сначала дайте понять, что теперь эта вещь в его жизни будет постоянно, в определенные часы. Сажайте его перед сном или после сна (если встал с сухими штанишками), перед прогулкой. Так выработается рефлекс.

Если ребенок не хочет садиться на горшок в 1,5 года, не пытайтесь удержать насильно, отвлекая игрушками, лучше успокаивайте, проговаривая все совершаемые действия. Пойте песенки, читайте сказки, ведь сидеть крохе до 3 минут на нем.

Хвалите малыша за проявленные успехи в «горшечной эпопее», но не сильно. Ведь люди посещают туалет как необходимость. Если он описался, не сделав «свои дела» где надо, не ругайте. Нельзя заставить силой. Также не мешайте ему вставать раньше 3 минут. Не понравилось сейчас, может потом получится. Малыш не проявляет капризы, ему просто не понятно, зачем бросать все дела и сидеть, где показывают родители, причем долго. Поэтому детки проявляют нетерпение, возмущенно кричат. Мамочке надо показывать горшок не как наказание или провинность (насильно удерживая, так и выходит в глазах малыша), как что-то новое, часть повседневной жизни. Не более.

Постоянные ненавязчивые попытки не увенчались успехом, и ребенок с истерикой убегает? Лучше переждать неделю, заодно проверить, может ему просто не нравится сам горшок, неудобно сидеть на нем.

Как приучить к горшку?

Доктор Комаровский советует не спешить. Он подчеркивает, что у маленьких детей мозг еще недостаточно сформирован, не в состоянии контролировать мочеиспускание. Поэтому попытки малыша пользоваться им слишком рано принесут только разочарование и потерю нервов для обеих сторон.

Если ребенок не хочет садиться на горшок в 1,5 года, Комаровский советует не ругать малыша как за провинности. Лучшее время тренировок – лето, когда кроха щеголяет по дому в трусиках и маечке. Нового помощника лучше предлагать в «горячие» моменты – после еды, после пробуждения. Сначала обстоятельно познакомить малыша с новым предметом – вот горшок, как пользоваться. Можно показать наглядно с помощью любимых кукол, сажая их правильно на него, комментируя происходящее.

В жизни каждого ребеночка приходит время, когда «пачкать штанишки» становится просто неприличным. Мамочка сажает малыша на горшок, но этот непонятный объект не внушает ему доверия, и вот он капризничает, пытается встать, не слушает призывов к «пи-пи» и «а-а». Терпение готово лопнуть, когда через пять минут этих баталий кроха преспокойно делает невдалеке от горшка маленькую лужицу. И мама, хватаясь за половую тряпку, задумывается о том, что, может быть, еще рано приучать к горшку, или, наоборот, продолжает разыгрывать «туалетные страсти», все-таки перебирая в голове ответы на вопрос: почему ребенок не хочет садиться на горшок?

Проверьте готовность малыша

Как и любой другой вопрос, связанный с жизнью ребенка, приучение к горшку - дело сугубо индивидуальное. Китайцы считают, что сажать ребенка на горшок надо рано, американцы не советуют этого делать. Многие эксперты утверждают: ребеночек готов обучаться «горшечному вопросу» в период от 1 до 1,5 лет. Поэтому, действительно, в некоторых случаях ребенок может быть не готов к подобным испытаниям.

А как определить его готовность к этому? Во-первых, он должен оставаться сухим достаточно продолжительное время (до 2 часов и более), просыпаться иногда утром и днем в сухих штанишках. Во-вторых, он должен сигнализировать как-то о том, что ему хочется в туалет. Некоторые дети, например, начинают ерзать, мычать, или, наоборот, затихают, смотрят на взрослых, некоторые садятся на карточки, похлопывают ручками между ног и т.д. В-третьих, малышу становится интересно, как другие члены семьи ходят в туалет. Личный пример, вообще вещь отличная. Приведите малыша с собой в туалет, объясните ему, что вы делаете. Скажите, что ему еще рано пользоваться унитазом, но у него есть маленький помощник – горшочек. В-четвертых, ребенку становится неприятно ходить в мокрых штанах, он тянет за грязный подгузник, понимая, что там «спрятано».

Ребенок не хочет садиться на горшок: первые правила

Для начала сажайте ребеночка на горшок в строго определенные часы: перед сном, после сна (если встал сухим), перед прогулкой. Это помогает выработать условный рефлекс. Но специалисты не советуют давать при этом в руки игрушку: якобы она только мешает вырабатывать навыки. Проговаривайте свои действия: «Сейчас мы с тобой снимем трусики, сядем на горшочек. Ах, какой красивый горшочек!» и т.д. Разрешается петь песенки, читать сказки, ведь ребенок должен посидеть не 5 секунд, а 3-5 минут.

Если все получилось, похвалите малыша, хотя особо не увлекайтесь, все-таки все люди ходят в туалет и грамоты им за это не выдают. И в обратной ситуации, когда ребенок не хочет садиться на горшок, описался в штаны, не ругайте малыша. Силой заставлять не стоит. Не запрещайте вставать с горшка. Не понравилось ему что-то в этот раз, может, в следующий – понравится. Ребенок часто не понимает: почему он должен бросить свои интересные игры и садиться туда, куда указывают родители. Детки часто упрямятся. Как всегда от мамочки требуются терпение и еще раз терпение.

Если все же ребенок демонстрирует свой характер, отказывается каждый раз садиться на горшок, закатывая истерику, отложите данные мероприятия на некоторое время, например, на недельку. А заодно проверьте, правильно ли вы выбрали горшок.

Как выбрать горшок

Горшок не должен выглядеть как игрушка, подходит классический дизайн, но со спинкой и широкими краями для удобства сидения. Поверхность должна быть гладкая, чтобы ее удобно было мыть. Горшочек нужно выбрать с антискользящим дном, чтобы он не выскочил из-под ребенка, когда тот будет на него садиться. Будьте осторожны с музыкальными горшками: одним детям музыка нравится, других она пугает. Цвет значения не имеет, если хотите, пусть малыш сам выберет понравившийся ему горшок. Берегитесь дешевых пластмасс некоторых недобросовестных производителей – они могут вызвать горшечный дерматит.

У горшка должно быть свое постоянное место, кроха должна знать, где его найти. Только не держите горшок среди игрушек. Некоторые советуют перед каждым использованием ошпаривать горшок кипятком, чтобы он был тепленьким.

Ребенок не хочет садиться на горшок: формируем привычку

Если ребенок не хочет садиться на горшок без штанишек, то можно их в первое время и не снимать. Главное, чтобы шло привыкание, а не отторжение. Но не сажайте мокрого ребенка на горшок. Не усаживайте его слишком часто, приставая с вопросом «Ты хочешь на горшочек?».

Попробуйте посадить на горшок любимую куколку или другую игрушку на горшок, сказав: «Смотри, Лялечка садиться на горшочек. Пс-Пс-Пс, Ляля! Вот, как наша Лялечка писает, молодец! Ну-ка, давай теперь Ванечка».

Если ребенок выполнил поставленную задачу, можно вместе с ним вылить водичку из горшка, как-то наградить (только сладким не увлекайтесь).

Приучать ребенка к горшку лучше летом. Отвести для этих целей нужно недели две. Пусть ваш малыш щеголяет по дому в обычных трусиках и горшок будет постоянно рядом. Следите за сигналами, которые подает кроха.

Долой подгузники!

Если ребеночек стал иногда пользоваться горшком, не возвращайтесь к памперсам. Одноразовые подгузники усложняют процесс. Запаситесь клеенками и пленками на ночь. Объясните малышу, как хорошо и легко, оказывается, спать без этого мешочка. Он постепенно будет привыкать просыпаться и проситься на горшок ночью.

Если решили отправиться в путешествие, то возьмите горшочек с собой и запасные штанишки.

Иногда уже сформированная привычка вдруг исчезает, вновь ребенок не хочет садиться на горшок, пачкает штанишки. Это может быть из-за болезни, стресса, чувства протеста.

Не ждите от ребенка слишком многого. От вас многое зависит, будьте последовательны. Рано или поздно чудо свершится: и он самостоятельно станет пользоваться горшком. Все проходят «туалетную науку», а любовь и понимание близких помогают ее усвоению. Успехов вам!

Ребёнок не хочет садиться на горшок – эта проблема волнует всех родителей, равно как и возможность разрешения такой ситуации. Почему чадо отказывается справлять малую и большую нужду на горшок? В каком возрасте ребёнок должен перейти от памперсов к сознательному походу в туалет? Что делать, если малыш и после года активно сопротивляется, устраивает истерики со слезами и криком? В любом случае, нужно быть терпеливым и сохранять спокойствие. Поэтому попробуем разобраться спокойно.

Возраст

Чем взрослее становится ребёнок, тем чаще родители предлагают ему присесть на горшок, чтобы пописать или покакать. Когда можно считать, что малыш готов таким образом приобщиться к миру взрослых?

По поводу возраста – это вещь сугубо индивидуальная. Кто-то, может быть, и до года приучится какать на горшке, а другие могут и в полтора года противиться введению такого новшества либо просто сидеть на нём, а потом делать свои дела в памперсы. Но попытка не пытка, и родители могут начинать усаживать ребёнка на горшок, когда он уже хорошо и уверенно сидит.

Но прежде чем приступить к этому ответственному мероприятию, нужно постараться оценить ситуацию объективно. Само собой разумеется, что для каждой мамы и каждого папы его дитя – самое лучшее, самое умное и самое понятливое. При этом иногда здравый смысл может просто молчать и закрывать глаза на самую обычную физиологию.

А у малышей физиологические особенности таковы, что до полутора лет маленькие детки не могут контролировать такую вещь как наполненность кишечника и мочевого пузыря. Проще говоря, до этого возраста ребёнок будет писать и какать не тогда, когда его посадили на горшок, а тогда, когда ему захотелось пописать или покакать. Где вдохновение застанет, там всё и произойдёт. Если родители успели снять с него одежду и усадить на горшок – это замечательно, но в случае с совсем маленьким ребёнком такие случайные удачи погоду не сделают: у малыша пока отсутствует чёткая причинно-следственная связь, и он не понимает, при чём здесь вот эта штука, на которой он сидит. Поэтому единственная польза в таком случае – сэкономили на памперсе или на стирке запачканной детской одежды.

Но ситуация кардинально меняется после достижения ребёнком возраста двух лет. В два года у крохи уже развиваются некоторые навыки и способности, которые дают повод с оптимизмом смотреть на привыкание к туалету на горшке. Ребёнок может:

  • уверенно ходить;
  • наклоняться, не теряя равновесия;
  • приседать, а потом вставать без посторонней помощи;
  • наклоняясь, поднимать с пола игрушки и другие предметы, а потом класть их на место;
  • понимать, о чём говорят взрослые (хотя личный словарный запас ребёнка в два года может быть не так уж велик);
  • понимать, чего от него просят, мотивацию поступков родителей – пусть на самом примитивном уровне;
  • не писать и не какать во время дневного сна;
  • оставаться сухим на протяжении дня в течение двух часов кряду;
  • испытывать дискомфорт от записанной или закаканной одежды, причём выражать это мимикой, движениями, какими-то звуками или словами;
  • каким-либо образом давать знать взрослым, что он хочет в туалет – у каждого ребёнка на этот случай своя «сигнальная система»: жесты, звуки, действия;
  • выработать свой «распорядок дня» и ходить по малой и большой нужде в определённые часы – после еды, сразу после сна и т.д.

Последнее, пожалуй, самое главное, так как в деле приучения к горшку главное – это осмысление процесса и назначения этой вещи. Малыш может писать и какать на горшок и до года, но только в том случае, если родители вовремя уловят признаки приближающегося действия. Сам же ребёнок не сделает никаких осознанных движений в этом направлении: горшок для него будет одной из окружающих его вещей, он может его разглядывать, даже играться с ним – но только в два года он будет подходить к этому предмету именно с целью присесть и сделать свои дела.

Поэтому до двух лет не стоит делать трагедию по поводу отсутствия таких навыков: ребёнок не то чтобы не хочет на горшок – он просто не понимает, что это такое и почему он должен какать и писать не в памперс или штанишки, а в него.

Как оценить готовность ребёнка

Хотя возраст два года и является определённым рубиконом, но вряд ли в один прекрасный день (точнее, утро) ребёнок вдруг потребует усадить его на горшок, которого он раньше совершенно не воспринимал в качестве альтернативы памперсу. Просто в этом возрасте он быстрее поймёт, чего от него хотят, а позже и сам оценить всю прелесть нововведений, и будет сам снимать штанишки и с удовольствием какать и писать куда следует.

Но вполне возможно, что поначалу малыш не поймёт, чего от него хотят. И тогда родителям нужно будет проявить максимум терпения, быть спокойными и сдержанными. Категорически нельзя:

  • силой удерживать малыша на горшке, если он не справил нужду, но хочет встать;
  • начинать повышать голос, кричать;
  • выказывать своё недовольство;
  • ругать и наказывать кроху, если он, встав с горшка, тут же стал писать и какать в бельё или памперс.

Чтобы ребёнок стал ходить на горшок осознанно, нужно, чтобы он делал это с удовольствием. Для выработки положительного результата может понадобиться не одна неделя, а то и месяц, но делать это нужно. И считается, что два года оптимальный возраст для начала такого обучения, так как ребёнок и физиологически, и психологически уже созрел для того, чтобы ходить на горшок.

Причины негативного отношения

Если ребёнку уже есть два года, а он упорно не хочет ходить на горшок, хотя родители его стараются приучить, нужно искать причину, физиологическую либо психологическую.

Это может быть:

  • склонность к запорам: у малыша закрепляется на уровне подсознания связь между дефекацией и болезненными ощущениями;
  • неправильно подобранный горшок;
  • нетерпеливость и раздражительность родителей.

Всё это приводит к тому, что горшок становится для ребёнка сильным отрицательным раздражителем, а попытки применить физическое насилие только вызовут ответную протестную реакцию, и малыш будет уже намеренно какать и писать в штанишки.

Если говорить о запорах, то при этом явлении ребёнок не просто не хочет какать на горшок – он старается вообще сдерживаться до последнего, когда держаться будет уже невозможно. Просто родители могут этого не замечать, если малыш в памперсах. Хотя каловые массы при запорах твёрдые, именно это становится причиной болезненности дефекации. Могут возникать микротрещинки в области заднего прохода, что ещё больше усилит болезненность и страх перед дефекацией.

В таких случаях нужно поменять рацион ребёнка, проследить за тем, чтобы он получал больше жидкости, как в чистом виде, так и в блюдах. Лучше перевести его на протёртые супы, мягкую пищу, пока стул не нормализуется.

Нетерпеливость родителей, какими бы благими целями они не руководствовались, играет с ними плохую шутку: дети могут надолго «зажаться», горшок может вызывать у них испуг и слёзы. Поэтому – терпение, терпение и только терпение.

Если ребёнок сел на горшок, но никакого результата не дождались – ничего страшного. Нельзя выказывать ребёнку своё негативное отношение, у него может развиться ещё и неосознанное чувство вины.

Если же всё получилось, нужно похвалить его, погладить по голове и всячески выказать своё одобрение.

В таком возрасте все уже знают досконально своих детей, и несложно уже ловить те моменты, когда им захочется писать или какать, тем более, что в двухлетнем возрасте это происходит всё же реже, чем до года. Одни будут тужиться, другие просто замирать, у третьих появляется определённое выражение лица, характерная поза – словом, понаблюдайте за ребёнком, он сам вам подскажет, когда его нужно усадить на горшок. Но делать это нужно ненавязчиво. Горшок должен находиться под рукой в прямом смысле слова. В противном случае родители, заметив, что ребёнок собрался писать или какать, лихорадочно бросаются в другую комнату или в туалет за горшком, что может перепугать ребёнка – и тогда этот предмет может уже и не пригодиться.

Как выбрать

Чтобы малыш хотел ходить на горшок, нужно выбирать его тщательно, учитывая многие особенности. И речь не о цвете предмета. Нужно учитывать:

  • размер,
  • форму,
  • материал,
  • особенности конструкции.

Горшок не должен быть слишком большим или маловатым: ребёнку должно быть удобно сидеть на нём. Он не должен врезаться в ягодицы, но и малыш не должен «проваливаться» в него.

Девочкам нужен горшок круглый, а мальчикам – овальный. Это продиктовано анатомическими особенностями: мальчики поначалу писают сидя, и форма горшка должна быть такой, чтобы не было луж на полу.

Лучший материал для этой вещи – пластмасса. Она лёгкая, травмобезопасная, быстро нагревается до температуры тела. В этом плане нежелательно приобретать металлические или керамические изделия: присев на холодный материал, ребёнок может перехотеть ходить на горшок. А керамический, кроме всего прочего, ещё и может разбиться.

Что касается конструкционных особенностей, то очень важно, чтобы он был устойчивым. Если ребёнок покачнётся и перевернётся вместе с «посудой», то приятного в этом будет мало, и ходить на горшок, он может перехотеть надолго, поскольку падать больно, а если горшок при этом уже был наполнен – и вовсе плохо.

Такая особенность как горшок со спинкой очень удобна: малыш может откидываться, не боясь перевернуться. Есть модели со съёмными крышками, их желательно приобретать для поездок с детьми.

Что не следует делать

Желая как можно быстрее приучить ребёнка ходить на горшок, родители, а также бабушки и дедушки готовы делать всё ради того, чтобы малыш стал какать «по взрослому», а не в памперсы. Однако не стоит превращать поход в туалет в цирковое представление: это будет только отвлекать внимание ребёнка от главной цели.

Это же касается и непосредственно изделия: оно должно быть максимально простым и удобным. Всяческие «навороты» вроде цветомузыки и прочих дополнительных эффектов приведут к тому же результаты: для малыша это будет всего лишь очередная игрушка, а её функциональное назначение останется тайной за семью печатями.

Также не стоит вручать малышу, сажая его покакать, книжки с рисунками. Родители делают это из благих намерений, чтобы ребёнок подольше посидел на своём «унитазе». Но у него может выработаться рефлекс, да и вообще, засмотревшись, он будет сидеть дольше, чем это нужно для справления нужды. Это может привести к нарушениям дефекации.

Что говорят специалисты

Если малыш не хочет на горшок, не нужно терзаться и считать, что ваше чадо в чём-то хуже других – тем более, что нельзя принимать на веру рассказы мам о чрезвычайных способностях их детей: родители иногда любят приукрасить реальное положение дел. Всему своё время.

Специалисты утверждают, что дети, которые идут в детский сад, быстрее приучаются на примере сверстников: он гораздо более нагляден, чем посаженные на горшок дома куклы и медвежата.

Что касается памперсов, то учёные не выявили какой-либо зависимости желания детей ходить на горшок от ношения этой принадлежности.

С удивлением смотрит на водичку, текущую у него между ног. Он вызывает у родителей умиление и восторг: "Вот как вырос наш малыш, уже и подгузник с него сняли, скоро на горшочек будет садиться, а там, глядишь, и на унитаз — вот время летит." Однако сам малыш может быть иного мнения о том, садиться ли ему "по делу" на горшок или делать свои "дела" в более "интересных" местах.

Как это бывает?

Много информации можно найти в специализированных журналах и Интернете на тему "Как приучить ребенка к горшку". Изучив все очень внимательно, мамы часто морально готовы к тому, что их ребенок психологически "созреет" к осознанному пониманию и восприятия горшка к двум годам. И если до этого возраста знакомство с горшком было более — менее нерегулярным и откладывалось, если у ребенка не получалось попроситься, снять штанишки и сесть на горшок, то после двух лет мама уже точно знает (ведь написано же в умных журналах и на сайтах!), что "пора!".

Хорошо, когда все получается "как по писаному" — показали малышу горшок, показали, что писать нужно туда, и он спокойно и без возражений, ну может быть несколько раз ошибившись, принял, что "дела" нужно делать на горшок или в унитаз.

Несколько более сложный вариант, когда что-то не получается или ребенок не понимает, что от него хотят. Творческие родители могут придумать интересную игру с призами и подарками, мотивирующие сына или дочь на то, чтобы "ходить" в горшочек. Можно купить интересный горшочек, писать в ванну или смывать самому — все это может приучить ребенка рано или поздно пользоваться специально отведенным для этого местом.

Бывает и третий вариант. Когда ребенок уже давно перерос свой двухлетний возраст, но к нему никак не приходит устойчивое желание писать-какать в горшок или унитаз, несмотря на то, что использовано множество способов, игр, подарков, слов. Малыша ругали, наказывали, объясняли, он стирает сам свои испачканные штанишки и вытирает за собой— все бесполезно.

У родителей может возникнуть мысль, что за все это время, что они вложили в то, чтобы добиться от своей детки умения (желания) пользоваться специально отведенным для этого местом, даже самое глупое животное давно этому научилось бы. И видно, что ребенок прекрасно понимает и знает, что от него хотят, и как это делать, он знает. Но он не хочет пользоваться горшком и отстаивает это свое право с отчаянным упорством, даже понимая (или понимая), что ему оно, это упорство, очень вредит.

Если родители не воспринимают нежелание малыша садиться на горшок или унитаз как намеренно вредное или злое, то очень быстро мама понимает, что есть веская причина. Почему у ребенка не может сформироваться условный (привитый) рефлекс пользоваться специально отведенным для этого местом?

Возможно, ребенок тяжело болел или перенес сильный стресс. И эта причина всегда присутствует в жизни ребенка, если он долго не может освоить и понять, что все люди ходят в туалет и не пачкают одежду. Неумение и нежелание делать это является симптомом чего-то другого, что было или есть в жизни малыша. Это понимание, что проблема — не ребенок, который не хочет, а у ребенка, который не может сделать то, что от него просят, может помочь семье и малышу преодолеть этот кризис. Который, кстати говоря, может затянуться не на один месяц и даже год.

Что делать?

Самое главное правило: быть на стороне ребенка!

Это правило помогает преодолевать любые детские кризисы, проблемы, сложности в любом возрасте и состоянии. Без этого главного правила не действуют все остальные рекомендации и приемы или действуют не так эффективно, как могли бы. В действительности легко сказать: "Я на стороне своего ребенка!", но трудно делать. Не в какой-то один момент, а каждый день, каждую секунду, каждый миг жизни и на протяжении всей жизни. Когда малыш не слушается, не понимает, что ему говорят, когда он делает все по-своему, не так, как можно и нужно. Когда мама устала, когда накатывает злость и раздражительность. Но лишь через это правило проявляется безусловная любовь родителей к своему ребенку. Оно одно может изменять очень многое, если не все. "Быть на стороне ребенка" — означает давать и себе, и своему ребенку быть таким, какие мы есть. Не идеальными и совершенными, которых и в природе не существует, а обычными людьми со своими особенностями, слабостями и сильными сторонами своей личности.

Правило желательное: быть всей семьей на стороне ребенка!

Мама может сколько угодно понимать истинные причины нежелания ребенка осваивать горшок. Но если она не перетянет на свою сторону понимания всех остальных родственников, которые общаются с ребенком, не расскажет, почему так происходит, не научит их правильно реагировать на несдержанность малыша, то процесс выхода из этой ситуации может стать болезненным для всех и затянуться на долгое время.

Когда мама и/или вся семья на стороне ребенка, то это чувствуют окружающие люди. И уже намного проще договориться с другими людьми, которые смотрят за ребенком ( , воспитателем в детском саду), чтобы они не фиксировали внимание на том, что у малыша не получается сделать, и не выражали свое недовольство происходящим.

Правило очевидное: свет клином не сошелся на этой проблеме.

Хорошо бы всем участникам действия расслабиться, забыть, отпустить, позволить быть "этому" и не переживать. И тогда все может очень быстро измениться... Сильное и страстное желание осуществить что-либо является первейшим препятствием для достижения этой цели. И не стоит забывать, что, абсолютно каждый ребенок к своей собственной свадьбе умеет пользоваться унитазом...

Мама может взять на заметку и другие возможные способы, которые могут помочь преодолеть нежелание ребёнка проситься на горшок.

Привлечь знающих людей.

Детский психолог, врач-гомеопат — вот специалисты, которые могут помочь маме и ее малышу разобраться и решить эту проблему. Профессионал по решению детских проблем всегда понимает, что нежелание ребёнка ходить на горшок или унитаз — это вершина айсберга, следствие, а не причина. Ребенок всем своим существом хочет быть хорошим для своих родителей. И если малыш делает что-то, что взрослые воспринимают как "плохо", то на это всегда существуют веские основания. Если специалист сможет разобраться, что скрывается за несдержанностью ребенка, и грамотно поработает с этим, проблема отвалится само собой.

Работать с ребенком самостоятельно или совместно со специалистом.

Если мама выбирает способ самостоятельно разбираться с этим вопросом, то для начала стоит понять, не является ли такое поведение ребенка протестом против чего-либо. Иногда взрослые так строго регламентируют жизнь малыша, что не оставляют ему места для его собственного Я, его спонтанности и возможности выражать и проявлять себя так, как ему хочется. И у взрослеющего человечка не остается ничего, кроме выделительных функций и приема пищи, которыми он реально может управлять и протестовать против существующего (иногда почти тюремного) режима его жизни. Любой протест означает, что у человека, который его выражает, независимо от возраста, возможности и желания не соответствуют тому, что позволяется и разрешается им самим, взрослыми, системой. Остановить протестное поведение у ребенка могут, очевидно, только взрослые (иногда совместно с детским психологом) через расширение зоны возможностей и прав в семье маленького человека.

Если фактор протеста исключен или проработан, то есть два полярных способа, с помощью которых мама может добиться от ребенка желаемого.

Через запрет

Самое плохое, что могут сделать для своего ребенка родители — это заставлять его любыми способами ходить на горшок. Делать клизмы, силой удерживать на унитазе, наказывать за то, что снова лужа в неположенном месте, кричать на ребенка. В этом случае легко может возникнуть то, что психологи называют "война за горшок". Как известно, если начинаются любые военные действия, проигрывают все. Применяя этот способ, родители могут нанести ребенку сильнейшие психологические травмы. И тогда уже точно придется прибегать к помощи специалистов. Но уже для того, чтобы исправлять те проблемы, которые возникли у ребенка в результате "войны за горшок".

Родители могут формировать запрет через навязывание ребенку чувства стыда за то, что он не делает "дела" там, где ему говорят взрослые. Чувство стыда формирует травму мазохиста, которая, в свою очередь, отображается на теле в виде большого количества жира. Подробно об этом можно почитать в книге Лиз Бурбо "Пять травм...".

Через разрешение

Самое хорошее, что могут сделать для ребенка родители — это разрешить ему "делать дела" так, как он хочет, но при этом активно показывать ему, как это делают они сами. В ребенке так сильно стремление подражать и делать так, как взрослые, что через этот инстинкт ребенок сам придет к тому, чтобы писать и какать в специально отведенное место. Мама может также словами или поведением показывать малышу, как неудобно в бытовом смысле, когда это делаю, где попало: можно поскользнуться, упасть и больно удариться, можно испачкать ковровое покрытие, игрушки, книжки и тогда что-то придется стирать, а что-то даже выбрасывать.

Когда родители позволяют и разрешают ребенку иметь свою уникальность не только в "хорошем" обывательском смысле — знать буквы в три года, рассказывать стихотворения наизусть, петь песенки перед гостями — но и в "плохом" смысле (в частности, не пользоваться на горшком), то у ребенка не возникает фиксация на этом "плохом", не появляется желание удерживать его, чтобы управлять и манипулировать взрослыми. Способ "разрешение" труден и часто даже невозможен для тех, кто сам вырос в семье, построенной на системе запретов и наказаний. Это трудно еще и потому, что у взрослого возникает ощущение несправедливости: почему его, взрослого, в своем время жестко пресекали по любому поводу, а его ребенку должно все прощаться и разрешаться.

Хочется закончить эту тему каким-нибудь позитивным абзацем вроде "все обязательно получится" или "все просто, надо лишь правильно сделать", но не пишется что-то у меня такое... Тема эта чрезвычайно деликатная, в социуме сильно "заряжена" стыдом, запретами и неловкостью. Мама, которая сталкивается с этой проблемой у своего малыша, часто не может преодолеть ощущение вины и стыда за своего ребенка и обратиться за профессиональной помощью. И остается она один на один с неумением и невозможностью гармонично ее разрешить. Ведь и ребенка жалко, и перед людьми стыдно. Да еще посторонние "подливают масла в огонь": мол, это все от детской вредности. А доступной информации на эту тему чрезвычайно мало. Часто она противоречива и не дает "работающих" педагогических приемов. Я написала, что я знаю про то, что можно делать, когда ребенок не хочет ходить в туалет или садиться на горшок. Но каждой маме стоит опираться на свое чутье, понимание своего ребенка и любовь к нему.