Скачать презентацию по биологии вирусы. Презентация "Компьютерные вирусы. Антивирусы". III. Обобщающие вопросы

Проверка домашнего задания: дайте ответ на предложенный вопрос
Чем живое отличается от неживого? Какими свойствами обладают живые организмы? Что является основой строения любого организма? Наука, изучающая клетку? Какими особенностями строения и жизнедеятельности обладает клетка? Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов?

Урок биологии 10 класс
Тема урока
ВИРУСЫ

Вирусы – неклеточная форма жизни

Согласно статистическим данным на 1 июня 2011 года из 6,8 млрд. человек, живущих на Земле примерно 34 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. чел больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. чел.
Фредди Меркьюри солист группы Queen
Умер 24 ноября 1991 года, от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа.

Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов
Проблемный вопрос.Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

В 1852 году русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.
История изучения вирусов

В 1898 году голландец Мартин Бейеринк ввел термин «вирус», чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей
История изучения вирусов

Вирусология – наука о вирусах

Работа в группах
Первая группа - «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка». Вторая группа - «Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции». Третья группа - «Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".

Строение вируса
Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300нм В среднем в 50 раз меньше бактерий Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

Состав вирусов
Химические вещества. ДНК РНК Белки Углеводы Липиды

Этапы жизненного цикла вируса
Прикрепление вируса к клетке –хозяина. 2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование. 3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона. 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. 5. Выход множества вирусов из клетки. 6. При этом клетка либо погибает, либо остается жива.

Многообразие вирусов
Болезни растений: Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов Карликовость Скручивание листьев Желтуха
Скручивание листьев
Вирус табачной мозаики

Многообразие вирусов
Болезни животных: Ящур Инфекционная анемия лошадей Чума свиней, птиц Грипп свиней, птиц

корь
Многообразие вирусов
Болезни человека: свинка грипп оспа некоторые онкологические (опухолевые) болезни желтая лихорадка бешенство полиомиелит энцефалит СПИД бородавки герпес

Многообразие вирусов
СПИД – болезнь 21 века! Возбудителем которой является ВИЧ!
Вирусные частицы атакуют здоровые лимфоциты

Способы передачи вирусов
Капельная инфекция
Переносчик
Контагиозная передача (при непосредственном физическом контакте).

Безопасно Опасно! Очень опасно!!!
Укус комара Прокалывание ушей Множественные половые связи
Пользование общественным туалетом Нанесение татуировки Переливание крови
Поцелуй в щеку Пользование чужой зубной щеткой
Уход за больным СПИДом
Укус постельного клопа
Плавание в бассейне
Объятия с больным СПИДом

Многообразие вирусов
Бактериофаги – вирусы поражающие бактерии
Биологический способ борьбы с бактериями вызывающими заболевания живых организмов

Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.
Значение вирусов

Вирусы - это неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри её.

В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий (последних обычно называют бактериофагами).

Слайд 3

Открытие вирусов 1892 г. русский ученый Д. И. Ивановский открыл вирус табачной мозаики

Вирус в переводе с латинскогоvirusозначает яд

Слайд 5

Размеры вирусов.

  • Мельчайшие живые организмы.
  • Размеры варьируются от 20 до 300 нм.
  • В среднем в 50 раз меньше бактерий.
  • Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа.
  • Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий.
  • Слайд 6

    Строение вирусов

    Вирус состоит из:

    • Нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК)
    • Капсида – защитной белковой оболочки, окружающей генетический материал вируса
    • Дополнительной оболочки (вирусы гриппа, ВИЧ)
  • Слайд 7

    СТРОЕНИЕ ВИРУСА

  • Слайд 8

    Строение вируса бактериофага.

  • Слайд 9

    Типы капсид.

    Различают три основных типа симметрии:

    1. Икосаэдрический
    2. Спиральный
    3. Сложный

    Форма капсид у ДНК и РНК вирусов разная: у РНК вирусов только кубическая и спиральная, а у ДНК вирусов она кубическая, спиральная, сложная и двойная.

    Слайд 10

    • Бактериофаг
    • Аденовирусы (оспа, герпес)
    • Энтеровирусы (грипп, бешенство, ВТМ)
    • Ретровирусы (ВИЧ)
  • Слайд 11

    • Состоят из нуклеиновой кислоты и капсида.
    • Состоят из нуклеиновой кислоты, капсида, дополнительной оболочки, липопротеидной мембраны, включают в себя ферменты.
  • Слайд 12

    Стадии репродукции вирусов

    Слайд 13

    Слайд 14

    Болезни, вызываемые вирусами

    Грипп, корь, краснуха, оспа, бешенство, гепатит, острые респираторные заболевания, энцефалит, СПИД.

    Слайд 15

    Вирусные инфекции

    • Образовавшиеся внутри вирусы одновременно покидают клетку. Клетка разрушается и погибает.
    • Образовавшиеся внутри вирусы покидают клетку постепенно. Клетка продолжает жить и делиться, производя новые вирусы, хотя ее функционирование может изменится.
    • Генетический материал вируса встраивается в хромосомы клетки и при ее делении воспроизводится и передается дочерним клеткам.
  • Слайд 16

    Разнообразие вирусов

    • Табачная мозаика
    • Бактериофаг
  • Слайд 17

    • Грипп рак простаты ОРЗ
    • Птичий грипп чума
  • Слайд 18

    Вирусы, вызывающие заболевания человека:

    • герпес свиной грипп ВИЧ
    • гепатит С полиомиелит
  • Слайд 19

    • Вирус гриппа
    • Вирус гриппа
    • Вирус СПИДа
  • Слайд 20

    Меры профилактики вирусных заболеваний:

    • Соблюдение здорового образа жизни
    • Меры по повышению иммунитета
    • Повышение санитарной культуры населения
    • Своевременное выявление и лечение больных
    • Ношение марлевых повязок при контакте с больными
    • Соблюдение санитарно-гигиенических правил
    • Вакцинация населения
  • Слайд 21

    4.Роль вирусов в органическом мире

    • Негативная роль
    • Вызывают заболевания растений, животных и человека.
    • Используются как биологическое оружие.
    • Позитивная роль
    • Регулируют численность живых организмов в биосфере.
    • Являются объектом нанобиотехнологий
  • Слайд 22

    Литература:

    • Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений./ Под редакцией. Проф. И.Н.Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2005.
    • Учебник Биологии для 10-11 классов. Общеобразовательных учебных учреждений. В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтова, И.Н. Сонин, стериотип.-М.: Дрофа, 2002.
    • Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Крикунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 класс.-М.: Дрофа, 2005.
    • Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: Методическое пособие.-СПб.: Паритет, 2001.
  • Слайд 23

    Интернет ресурсы:

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Неклеточные формы жизни. Вирусы. Презентация к уроку биологии 10 класс (профильный уровень), составлена учителем биологии МБОУ СОШ №2 г.Пыть-Ях, Усаниной Верой Владимировной

    План урока: 1.История открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии 2.Строение и жизнедеятельность вирусов 2.1.Состав и строение вирусов. 2.2.Классификация вирусов 2.3.Механизм взаимодействия ви­русов с клеткой. 3.Бактериофаги - вирусы бактерий 4.Роль вирусов в природе и жизни людей. Вирусные заболевания. 5.Особенности функционирования вируса СПИДа. Меры профилактики. 6.Меры профилактики вирусных заболеваний. 7.Закрепление знаний. Работа с мини-тестом. 8.Итоги урока. Запись домашнего задания.

    1.История открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии В 1852 году русский ботаник Ивановский Дмитрий Иосифович получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью

    Бейеринк Мартин Виллем ввел термин «вирус» (от латинского – «яд»),.

    В 1901 г. было обнаружено первое вирусное заболевание человека - жёлтая лихорадка. Это открытие было сделано американским военным хирургом У. Ридом и его коллегами. В 1907 году открыт вирус натуральной оспы 1909 год – полиомиелита В 1911 г. Фрэнсис Раус доказал вирусную природу рака - саркомы кур Рауса.

    Вирусы - неклеточные формы жизни. Вирусы очень мелких размеров, примерно в 50 раз меньше бактерий. Разглядеть их с помощью светового микроскопа практически невозможно. Размножаются вирусы только в клетках растений, животных и человека, вызывая различные заболевания. Вирусы имеют очень простое строение и состоят из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки и скорее напоминают частицу, нежели клетку. Вне клеток хозяина вирусная частица не проявляет никаких признаков жизни: не питается, не дышит, не растет, не размножается.

    2.1.Состав и строение вирусов. Структура вируса на примере ВИЧ (1) РНК-геном вируса, (2) нуклеокапсид, (3) капсид, (4) белковый матрикс (5) липидную мембрану (6-7) гликопротеин -рецепторы (8-11) - белки

    2.2.Классификация вирусов: дезоксивирусы рибовирусы ДНК двухнитчаиая ДНК однонитчатая РНК двухнитчатые РНК однонитчатые Без внешних оболочек: Аденовирусы Без внешних оболочек: Крысиный вирус- Без внешних оболочек: Вирусы раневых опухолей, растений Без внешних оболочек: Полиомиелит, Энтеровирусы, Риновирусы, Вирус табачной мозаики С внешними Оболочками: Герпес-вирусы Оспенные вирусы С внешними оболочками: Вирусы кори, свинки, гриппа, бешенства, Онкогенные РНК-содержащие

    2.3.Механизм взаимодействия вирусов с клеткой. 1. Инфицирование - это путь проникновения вируса в клетку, методом рецепторного эндоцитоза Этапы: 1)прикрепление вируса к клеточным рецепторам; 2) образование вакуоли/эндоциоз/ . 3) выход вируса из вакуоли в цитоплазму путем слияния вирусной и клеточной мембран 2 . Размножение вируса /только в клетке хозяина/: 1) Репликация вирусной нуклеиновой кислоты (удвоение) 2) Синтез вирусных белков (клеточный материал клетки хозяина) 3) Сборка вирионов. По завершению сборки вирионы выходят из клетки.

    3.Бактериофаги Вирусы, поражающие бактерии, называются бактериофагами. Все фаги имеют многогранную призматическую головку и хвост. Диаметр головки 60-95 нм, длина хвоста – 250 нм. Бактериофаги полностью разрушают бактериальные клетки и потому могут быть использованы для лечения бактериальных заболеваний, например дизентерии, брюшного тифа, холеры.

    4.Роль вирусов в органическом мире Негативная роль Вызывают заболевания растений, животных и человека. Используются как биологическое оружие. Позитивная роль Регулируют численность живых организмов в биосфере. Являются объектом нанобиотехнологий.

    4.Вирусы, вызывающие заболевания человека: герпес свиной грипп ВИЧ гепатит С полиомиелит

    Грипп рак простаты ОРЗ Птичий грипп чума

    Многие путают два совершенно различных понятия - ВИЧ- инфицированный и больной СПИДом. Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих. Вирус иммунодефицита человека Смертельно опасный вирус СПИДа Трехмерное изображение вируса СПИДа 5.СПИД. ВИЧ

    6.Меры профилактики вирусных заболеваний: Соблюдение здорового образа жизни Меры по повышению иммунитета Повышение санитарной культуры населения Своевременное выявление и лечение больных Ношение марлевых повязок при контакте с больными Соблюдение санитарно-гигиенических правил Вакцинация населения

    Проверим полученные знания 1.Вирусы – это: А) прокариотическая клетка Б)эукариотическая клетка В) неклеточная форма жизни Г) все верно 2. Вирусы состоят из А) белков и нуклеиновой кислоты Б) целлюлозы и белков В) ДНК и РНК Г) ядра и цитоплазмы 3. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется А. вирион Б. капсула В. вироид Г. капсид

    4.Наследственная информация заключена в ДНК у вирусов, вызывающих следующие заболевания: А) СПИД Б) паротит В) герпес Г) корь 5. Вызывают заболевания А) туберкулез 1) вирусы Б) СПИД 2) бактерии В) грипп Г) сальмонеллез Д) корь Е) брюшной тиф А Б В Г Д Е

    Сверим ответы Сверим ответы 1 – В 2 – А 3 – Г 4 – В 5 – 2 1 1 2 1 Если нет ни одной ошибки – 5, Если одна или две ошибки – 4, Если более двух ошибок – 3.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку по физкультуре

    , Конкурс «Презентация к уроку»

    Класс: 9

    Презентация к уроку
























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    • Сформировать представления и знания о вирусах, их природе, негативном влиянии на живые организмы.

    Задачи:

    • Познакомить учащихся с вирусами - единственной формой жизни на Земле, их строением, особенностями поведения внутри клеток живых организмов.
    • Сравнить свойства вирусов и всех живых организмов; выявить закономерности размножения вирусов.
    • Напомнить об иммунитете человека, явлении фагоцитоза, о прививках.
    • Познакомить с наукой вирусологией, основоположником вирусологии - русским ученым - Д. О. Ивановским.
    • Учебные - наглядные пособия: таблицы Вирусы, Презентация Вирусы.

    Термины: Вирусы, вирусология, фильтрующие вирусы, бактериофаги, пандемия.

    Ход урока

    I. Вступительное слово учителя.

    Вокруг нас существует видимые и невидимые миры. Про видимый мир мы много знаем, а вот невидимый мир полон загадок и тайн и не всегда хороших. Слайд № 2, 3.

    II. Изучение новой темы.

    Предлагаю посмотреть слайды № 4, 5, 6. На первый взгляд хорошие поля, а если приглядеться, то листья растений в пятнах. Это болезнь - табачная мозаика. А возбудитель болезни - вирусы. Слайды № 7,8.

    Фильтрующие вирусы. Слайд № 9. Сообщение ученика.

    Вирусы - единственная неклеточная форма жизни на Земле. В переводе с латинского - яд. О том, как устроены вирусы узнаем, посмотрев слайды № 10, 11, 12. А теперь зарисуем и подпишем составные части.

    Предлагаю учащимся вспомнить свойства всех живых организмов и закрепить на доске полоски-свойства (Приложение № 1). Для того, чтобы определить свойства вирусов рассмотрим слайд № 13. Для них характерны всего три свойства живых организмов: 1) размножение, 2) наследственность, 3) изменчивость.

    Наука о вирусах - Вирусология. Основоположник науки русский ученый - Д. О. Ивановский. Слайды № 14, 15. Сообщение ученика.

    Ученые до сих пор спорят, кем или чем являются вирусы: вещество или живое существо. Сегодня многие ученые считают, что вирусы мостик между живым и неживыми мирами и являются основными участниками эволюции. Слайд № 16.

    Поселяясь в клетках живых организмов вирусы, вызывают многие болезни: грипп, оспу, корь, полиомиелит. Слайды № 17, 18, 19.

    Тест - задание (Приложение № 2). Ученики обмениваются тетрадями, проверяем задания всем классом, выставляем оценки.

    Меры борьбы с вирусами - Слайд № 19, 20. Сообщения учеников об ученых: И.И. Мечникове, Луи Пастере, Дженнере. Слайд № 21.

    Поведение вирусов при попадании в клетки растений, животных и человека неоднозначно: 1) уничтожают клетку хозяина; 2) замирают, никак не проявляя себя; 3) изменяют генетический материал ДНК клетки хозяина на свой - идет сборка фрагментов нитей ДНК или РНК и белковых тел (капсидов).

    Использование ослабленных или погибших вирусов для вакцинации. Слайд № 22

    III. Обобщающие вопросы:

    1. Вирусы - вещество или существо?
    2. Имеют ли вирусы клеточное строение?
    3. Особенности строения вирусов?
    4. Что такое капсид?
    5. Как много нуклеиновых кислот содержатся в вирусах?
    6. Свойства вирусов?
    7. Проявляется ли у них обмен веществ и энергии?
    8. Способны ли вирусы расти?
    9. Способы размножения вирусов?
    10. Как называется наука о вирусах?

    IV. Выводы.

    Вирусы - это единственная неклеточная форма жизни на Земле, которая вне клетки никак себя не проявляет, а является промежуточным звеном между живой и неживой природой.

    V. Итоги.

    Оценки: за сообщения, за тест-задание, ответы на вопросы. Молодцы.

    Оценку "отлично" и особую благодарность за помощь в оформлении презентации ученику 10 "р" класса Дерябину Сергею.