Информатика в первой школе. Скачать: Учебная среда «Исполнители» Программа робот по информатике решения

Исполнитель РОБОТ является «старейшим» исполнителем, алгоритм для которого предлагается выполнить выпускникам в задаче №14 экзаменационной работы по информатике и ИКТ.

Рассмотрим отдельные элементы содержания задания, необходимые для понимания работы алгоритма.

Исполнитель РОБОТ перемещается по прямоугольному лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Система команд исполнителя РОБОТ содержит восемь команд:

  • команды-приказы: вверх, вниз, влево, вправо . При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку в зависимости от команды.
  • четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ: сверху свободно, снизу свободно, слева свободно, справа свободно .

Задача №14. Сколько клеток лабиринта (смотри Рис.1) соответствуют требованию, что, начав движение в этой клетке и выполнив предложенную программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

  • НАЧАЛО
  •  ПОКА вверх
  •  ПОКА влево
  •  ПОКА вниз
  •  ПОКА вправо
  • КОНЕЦ

Решение.

Для возвращения робота в исходную клетку необходимо, чтобы его траектория представляла собой прямоугольник, или отрезок – горизонтальный либо вертикальный. Рассмотрим возможные случаи и выясним необходимые условия для возвращения робота в исходную клетку.

Первый случай. Прямоугольная траектория:

  • Очевидно, четыре стенки должны ограничивать движение робота в следующем порядке: сначала справа, затем сверху, потом слева и наконец снизу (смотри Рис. 2)

Второй случай. Линейная траектория:

  • (а) горизонтальная линия: робот должен двигаться сначала налево, а затем направо. Анализ программы показывает, что в этом случае не должны выполняться две инструкции - «ПОКА <справа свободно> вверх» и «ПОКА <слева свободно> вниз». Значит, клетчатая плоскость должна содержать соответствующие ограничения справа и слева (смотри Рис. 3)
  • (б) вертикальная линия: робот должен двигаться сначала вниз, потом вверх. Аналогично предыдущим рассуждениям, имеем: не должны выполняться две инструкции - «ПОКА <сверху свободно> влево» и «ПОКА <снизу свободно> вправо. Поэтому, на клетчатой плоскости должны быть соответствующие ограничения сверху и снизу (смотри Рис. 4)

Нетрудно заметить, что во всех перечисленных случаях искомая клетка имеет ограничение снизу. Отметим такие клетки-кандидаты (смотри Рис.5).

Дальнейший анализ лабиринта, в котором движется робот, показывает, что первому случаю удовлетворяет клетка С4, второму случаю (а) – клетки E2, B2 и, наконец, второму случаю (б) отвечает клетка D5 (смотри Рис. 6).

Этот сайт больше не обновляется. Сайт К. Полякова «Преподавание, наука и жизнь» переехал по адресу kpolyakov.spb.ru . Новый адрес страницы, к которой вы обратились: Пожалуйста, обновите свои закладки. Через 5 секунд вы будете перенаправлены на новый сайт автоматически.

Исполнители

Что это?

С этой страницы можно скачать полную версию системы Исполнители , методические материалы (см. страницу Методика), а также файл локализации для английского языка , который обеспечивает замену всех ключевых слов языка, интерфейсных элементов и сообщений системы на англоязычные. Обратите внимание, что при обновлении версии программы необходимо также обновлять и файл локализации.

Новости

8 октября 2014 г.
Размещена новая рабочая программа и контрольные работы по курсу «Алгоритмика» (34 часа). Автор — Л.А. Каюшкина, МБОУ СОШ №1, г. Ишимбай Республики Башкортостан.

7 октября 2013 г.
Размещена новая рабочая программа «Алгоритмика» для изучения исполнителей Робот, Чертёжник и Черепаха (ФГОС, 34 часа). Автор — Н.Е. Леко, СОШ №9, г. Тихвин.

3 декабря 2012 г.
Размещены новые разработки уроков по исполнителю Робот. Автор — С.В. Чайченков, МБОУ Грушевская СОШ Аксайского района Ростовской области.

4 сентября 2012 г.
Добавлена учебная программа для изучения исполнителей Робот, Чертёжник и Черепаха (34 часа). Автор — Н.Е. Леко, СОШ №9, г. Тихвин.

16 февраля 2012 г.
Добавлена методическая разработка задач для исполнителя Робот. Автор — Н. Хандрамай, руководитель — Е.А. Маслова, лицей №23, г. Кемерово.

Лицензия

Учебная среда Исполнители и методические разработки распространяются по принципу «Как есть» — «As Is» . Это означает, что вы используете их на свой страх и риск и автор не несет никакой ответственности за ущерб, причиненный вам лично и вашему компьютеру в результате использования полученных на этом сайте программ и методик.

  1. размещение материалов на других Web-сайтах;
  2. распространение неполных или измененных материалов;
  3. включение материалов в сборники на любых носителях информации, распространяемые на коммерческой основе;
  4. получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.

Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.

Скачать материалы других авторов

Курс «Алгоритмика» (7 класс) : исполнители Робот, Чертёжник и Черепаха. Автор — Л.А. Каюшкина, МБОУ СОШ № 11, г. Ишимбая Республики Башкортостан (472 Кб)
Рабочая программа «Алгоритмика» (5 класс, ФГОС) : исполнители Робот, Чертёжник и Черепаха. Автор — Н.Е. Леко, СОШ № 9, г. Тихвин (220 Кб)
Разработки уроков по исполнителю Робот. Автор — С.В. Чайченков, МБОУ Грушевская СОШ Аксайского района Ростовской области. (2 454 Кб)
Учебная программа: исполнители Робот, Чертёжник и Черепаха. Автор — Н.Е. Леко, СОШ № 9, г. Тихвин (200 Кб)
Автор — Г.А. Гаврюкова, МОУ СОШ № 68, г. Рязань (архив ZIP, 3 380 Кб)Робот
PROGRAM/DRAWER Чертежник
PROGRAM/TURTLE подкаталог с примерами программ для исполнителя Черепаха
PROGRAM/KURS подкаталог с примерами программ для курса программирования, независимого от исполнителей
PROGRAM/FRACTALS подкаталог с примерами программ для построения фракталов

После распаковки архива программа находится в работоспособном состоянии и не требует никаких дополнительных установок.

| Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год | Исполнитель Робот

Урок 30
Исполнитель Робот
Управление Роботом
Работа в среде «Алгоритмика»





Знакомимся с Роботом

Исполнитель Робот действует на прямоугольном клетчатом поле. Между некоторыми клетками поля могут быть расположены стены. Некоторые клетки могут быть закрашены (рис. 3.11).

Робот занимает ровно одну клетку поля. По командам вверх, вниз, влево и вправо Робот перемещается в сосед-нюю клетку в указанном направлении. Если на пути оказывается стена, то происходит отказ - выдается сообщение о невозможности выполнить очередную команду.

По команде закрасить Робот закрашивает клетку, в которой стоит. Если клетка уже была закрашена, то она закрасится повторно, хотя никаких видимых изменений не произойдет.

Важно помнить, что Робот может исполнять только правильно записанные команды. Например, если вместо команды вниз написать внис, то Робот эту запись не поймет и сразу же сообщит об ошибке.

♦ Вспомните, как называются ошибки в записи команд. Каких еще ошибок следует избегать при разработке алгоритмов?

Пример алгоритма управления Роботом

Напишем программу, исполняя которую Робот нарисует на клетчатом поле меандр из пяти витков (рис. 3.12).

Программа может иметь вид:

ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ вправо закрась; влево закрась; влево закрась; вверх закрась; вверх закрась; вправо; закрась вправо; вправо; вправо вниз; вниз КОНЕЦ

Здесь мы использовали конструкцию повторения, так как совершенно одинаковые фрагменты повторяются на рисунке 5 раз. При записи тела цикла мы в одной строке через точку с запятой записывали несколько команд.

Если оформить процедуру виток, то основная программа окажется совсем короткой.

♦ Предложите свой вариант программы для рисования меандра.

Исполнитель Робот

Среда программирования КуМир

Часто на уроках и в задании 20.1 требуется исполнителем «Робот» спускаться или подниматься по лестнице. Надо понимать, что спуск или подъем по лестнице осуществляется одним циклом. Как правило, чтобы проверить работоспособность алгоритма необходимо добавлять ступени на лестнице. Алгоритм должен выполнятся независимо от количества ступеней, например, как для двух ступеней, так и для двадцати.

ЗАДАЧА

На бесконечном поле имеется горизонтальная стена, бесконечно продолжается влево и заканчивается лестницей, которая спускается слева направо. Высота каждой ступени — две клетки, ширина — две клетки. Робот находится на горизонтальной стене для спуска по лестнице. На рисунке указан один из способов расположения лестницы и Робота(Робот обозначен символом ).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные на ступенях лестницы. Требуется закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию.

Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить клетки:

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого количества ступеней. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

РЕШЕНИЕ

Данную задачу будем решать в среде программирования КуМир. Откроем программу и перейдем в меню Робот — > Редактировать обстановку

Строим лестницу. тЛевой кнопкой мыши щелкаем по стенкам клетки. Ромб (робот) перемещаем в нужное место, зажав левую кнопку мыши

Выходим из режима редактирования меню Робот — > Редактировать обстановку. Далее напишем на первой строчке команду «использовать Робот».

Сначала вспомним некоторые команды для исполнителя Робот.

В задании сказано, что

Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого количества ступеней

Это означает, что Робот должен передвигаться с помощью цикла «Пока». Рассуждаем так: снизу под роботом стена, значит снизу не свободно. На 4 строчке редактора пишем команду

нц пока снизу не свободно.

Внутри цикла необходимо последовательно выполнить команды:

Вправо вниз закрасить вправо закрасить влево вниз закрасить вправо закрасить

Полностью готовая программа выглядит так:

Использовать Робот алг нач нц пока снизу не свободно вправо вниз закрасить вправо закрасить влево вниз закрасить вправо закрасить кц кон

Для проверки алгоритма добавим ещё несколько ступеней и проверим результат


Итак, алгоритм закрашивает клетки при любом количестве ступеней лестницы.

Для английского языка , который обеспечивает замену всех ключевых слов языка, интерфейсных элементов и сообщений системы на англоязычные. Обратите внимание, что при обновлении версии программы необходимо также обновлять и файл локализации.

Новости теперь и в Telegram-канале

15 марта 2019 г.
Размещена обучающая программа PasLaz В.А. Пасевича среде Lazarus .

23 декабря 2018 г.
Размещены разработки В.А. Пасевича (Робот, Черепаха).

11 сентября 2018 г.
Теперь можно скопировать содержимое консольного окна в буфер обмена.

20 ноября 2016 г.
Новая версия: теперь разрешено рекурсивно вызывать основную программу.

Лицензия

Учебная среда Исполнители и методические разработки распространяются по принципу «Как есть» — «As Is» . Это означает, что вы используете их на свой страх и риск и автор не несет никакой ответственности за ущерб, причиненный вам лично и вашему компьютеру в результате использования полученных на этом сайте программ и методик.

  1. 1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
  2. 2) распространение неполных или измененных материалов;
  3. 3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
  4. 4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.

Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.

Скачать материалы других авторов

Все материалы размещаются в публичном доступе с согласия авторов.

Обучающая программа PasLaz В.А. Пасевича , предназначенная для перехода от программирования исполнителей к программированию в среде Lazarus . 15.03.2019
Задания для исполнителей Робот и Черепаха. Автор — В.А. Пасевич, Заслуженный учитель РФ. (2 784 Кб)
Курс «Алгоритмика» (7 класс) : исполнители Робот, Чертёжник и Черепаха. Автор — Л.А. Каюшкина, МБОУ СОШ № 11, г. Ишимбая Республики Башкортостан (472 Кб)
Рабочая программа «Алгоритмика» (5 класс, ФГОС) : исполнители Робот, Чертёжник и Черепаха. Автор — Н.Е. Леко, СОШ № 9, г. Тихвин (220 Кб)
Разработки уроков по исполнителю Робот. Автор — С.В. Чайченков, МБОУ Грушевская СОШ Аксайского района Ростовской области. (2 454 Кб)
Учебная программа: исполнители Робот, Чертёжник и Черепаха. Автор — Н.Е. Леко, СОШ № 9, г. Тихвин (200 Кб)
Автор — Г.А. Гаврюкова, МОУ СОШ № 68, г. Рязань (архив ZIP, 3 380 Кб)Робот
PROGRAM/DRAWER Чертежник
PROGRAM/TURTLE подкаталог с примерами программ для исполнителя Черепаха
PROGRAM/KURS подкаталог с примерами программ для курса программирования, независимого от исполнителей
PROGRAM/FRACTALS подкаталог с примерами программ для построения фракталов
PROGRAM/PASEVICH подкаталог с разработками В.А. Пасевича (Робот, Черепаха)

После распаковки архива программа находится в работоспособном состоянии и не требует никаких дополнительных установок.