Основные свойства моделей. Основные свойства модели и моделирования Общие признаки и свойства моделей

  • II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы
  • II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  • II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
  • II.4. Классификация нефтей и газов по их химическим и физическим свойствам
  • III.2.1) Понятие преступления, его основные характеристики.
  • Тип модели зависит от информационной сущности моделируемой системы, от связей и отношений ее подсистем и элементов, а не от ее физической природы.

    Например, математические описания (модели ) динамики эпидемии инфекционной болезни, радиоактивного распада, усвоения второго иностранного языка, выпуска изделий производственного предприятия и т.д. могут считаться одинаковыми с точки зрения их описания, хотя сами процессы различны.

    Границы между моделями различного вида весьма условны. Можно говорить о различных режимах использования моделей - имитационном, стохастическом и т.д.

    Как правило модель включает в себя: объект О, субъект (не обязательный) А, задачу Z, ресурсы B, среду моделирования С.

    Модель можно представить формально в виде: М = < O, Z, A, B, C >.

    Основные свойства любой модели :

    • целенаправленность - модель всегда отображает некоторую систему, т.е. имеет цель;
    • конечность - модель отображает оригинал лишь в конечном числе его отношений и, кроме того, ресурсы моделирования конечны;
    • упрощенность - модель отображает только существенные стороны объекта и, кроме того, должна быть проста для исследования или воспроизведения;
    • приблизительность - действительность отображается моделью грубо или приблизительно;
    • адекватность - модель должна успешно описывать моделируемую систему;
    • наглядность, обозримость основных ее свойств и отношений;
    • доступность и технологичность для исследования или воспроизведения;
    • информативность - модель должна содержать достаточную информацию о системе (в рамках гипотез, принятых при построении модели) и должна давать возможность получить новую информацию;
    • сохранение информации, содержавшейся в оригинале (с точностью рассматриваемых при построении модели гипотез);
    • полнота - в модели должны быть учтены все основные связи и отношения, необходимые для обеспечения цели моделирования;
    • устойчивость - модель должна описывать и обеспечивать устойчивое поведение системы, если даже она вначале является неустойчивой;
    • целостность - модель реализует некоторую систему, т.е. целое;
    • замкнутость - модель учитывает и отображает замкнутую систему необходимых основных гипотез, связей и отношений;
    • адаптивность - модель может быть приспособлена к различным входным параметрам, воздействиям окружения;
    • управляемость - модель должна иметь хотя бы один параметр, изменениями которого можно имитировать поведение моделируемой системы в различных условиях;
    • возможность развития моделей (предыдущего уровня).

    Жизненный цикл моделируемой системы:

    • сбор информации об объекте, выдвижение гипотез, предварительный модельный анализ;
    • проектирование структуры и состава моделей (подмоделей);
    • построение спецификаций модели, разработка и отладка отдельных подмоделей, сборка модели в целом, идентификация (если это нужно) параметров моделей;
    • исследование модели - выбор метода исследования и разработка алгоритма (программы) моделирования;
    • исследование адекватности, устойчивости, чувствительности модели;
    • оценка средств моделирования (затраченных ресурсов);
    • интерпретация, анализ результатов моделирования и установление некоторых причинно-следственных связей в исследуемой системе;
    • генерация отчетов и проектных (народно-хозяйственных) решений;
    • уточнение, модификация модели, если это необходимо, и возврат к исследуемой системе с новыми знаниями, полученными с помощью модели и моделирования.

    Моделирование – есть метод системного анализа.



    Часто в системном анализе при модельном подходе исследования может совершаться одна методическая ошибка, а именно, - построение корректных и адекватных моделей (подмоделей) подсистем системы и их логически корректная увязка не дает гарантий корректности построенной таким способом модели всей системы.

    Модель, построенная без учета связей системы со средой и ее поведения по отношению к этой среде, может часто лишь служить еще одним подтверждением теоремы Геделя, а точнее, ее следствия, утверждающего, что в сложной изолированной системе могут существовать истины и выводы, корректные в этой системе и некорректные вне ее.

    Наука моделирования состоит в разделении процесса моделирования (системы, модели) на этапы (подсистемы, подмодели), детальном изучении каждого этапа, взаимоотношений, связей, отношений между ними и затем эффективного описания их с максимально возможной степенью формализации и адекватности.

    В случае нарушения этих правил получаем не модель системы, а модель "собственных и неполных знаний".

    Моделирование рассматривается как особая форма эксперимента, эксперимента не над самим оригиналом, т.е. простым или обычным экспериментом, а над копией оригинала. Здесь важен изоморфизм систем оригинальной и модельной. Изоморфизм - равенство, одинаковость, подобие.

    Модели и моделирование применяются по основным направлениям:

    • в обучении (как моделям, моделированию, так и самих моделей);
    • в познании и разработке теории исследуемых систем;
    • в прогнозировании (выходных данных, ситуаций, состояний системы);
    • в управлении (системой в целом, отдельными ее подсистемами), в выработке управленческих решений и стратегий;
    • в автоматизации (системы или ее отдельных подсистем).

    Рассмотрим некоторые свойства моделей, которые позволяют в той или иной степени либо различать, либо отождествлять модель с оригиналом (объектом, процессом). Многие исследователи выделяют следующие свойства моделей: адекватность, сложность, конечность, наглядность, истинность, приближенность.

    Проблема адекватности . Важнейшим требованием к модели является требование адекватности (соответствия) ее реальному объекту (процессу, системе и т.д.) относительно выбранного множества его характеристик и свойств.

    Под адекватностью модели понимают правильное качественное и количественное описание объекта (процесса) по выбранному множеству характеристик с некоторой разумной степенью точности. При этом имеется в виду адекватность не вообще, а адекватность по тем свойствам модели, которые являются для исследователя существенными. Полная адекватность означает тождество между моделью и прототипом.

    Математическая модель может быть адекватна относительно одного класса ситуаций (состояние системы + состояние внешней среды) и не адекватна относительно другого. Модель типа «черный ящик» адекватна, если в рамках выбранной степени точности она функционирует так же, как и реальная система, т.е. определяет тот же оператор преобразования входных сигналов в выходные.

    Можно ввести понятие степени (меры) адекватности, которая будет меняться от 0 (отсутствие адекватности) до 1 (полная адекватность). Степень адекватности характеризует долю истинности модели относительно выбранной характеристики (свойства) изучаемого объекта. Введение количественной меры адекватности позволяет в количественном отношении ставить и решать такие задачи, как идентификация, устойчивость, чувствительность, адаптация, обучение модели.

    Отметим, что в некоторых простых ситуациях численная оценка степени адекватности не представляет особой трудности. Например, задача аппроксимации заданного множества экспериментальных точек некоторой функцией.

    Всякая адекватность относительна и имеет свои границы применения. Например, дифференциальное уравнение

    отражает лишь изменение частоты  вращения турбокомпрессора ГТД при изменении расхода топлива G T и не более того. Оно не может отражать таких процессов, как газодинамическая неустойчивость (помпаж) компрессора или колебания лопаток турбины. Если в простых случаях бывает все ясно, то в сложных случаях неадекватность модели бывает не столь ясной. Применение неадекватной модели приводит либо к существенному искажению реального процесса или свойств (характеристик) изучаемого объекта, либо к изучению несуществующих явлений, процессов, свойств и характеристик. В последнем случае проверка адекватности не может осуществляться на чисто дедуктивном (логическом, умозрительном) уровне. Необходимо уточнение модели на основании информации из других источников.

    Трудность оценки степени адекватности в общем случае возникает из-за неоднозначности и нечеткости самих критериев адекватности, а также из-за трудности выбора тех признаков, свойств и характеристик, по которым оценивается адекватность. Понятие адекватности является рациональным понятием, поэтому повышение ее степени также осуществляется на рациональном уровне. Следовательно, адекватность модели должна проверяться, контролироваться, уточняться в процессе исследования на частных примерах, аналогиях, экспериментах и т.д. В результате проверки адекватности выясняют, к чему приводят сделанные допущения: то ли к допустимой потере точности, то ли к потере качества. При проверке адекватности также можно обосновать законность применения принятых рабочих гипотез при решении рассматриваемой задачи или проблемы.

    Иногда адекватность модели М обладает побочной адекватностью, т.е. она дает правильное количественное и качественное описание не только тех характеристик, для имитации которых она строилась, но и ряда побочных характеристик, потребность в изучении которых может возникнуть в дальнейшем. Эффект побочной адекватности модели возрастает, если в ней нашли отражение хорошо проверенные физические законы, системные принципы, основные положения геометрии, апробированные приемы и способы и т.д. Может, поэтому структурные модели, как правило, обладают более высокой побочной адекватностью, чем функциональные.

    Некоторые исследователи в качестве объекта моделирования рассматривают цель. Тогда адекватность модели, с помощью которой достигается поставленная цель, рассматривается либо как мера близости к цели, либо как мера эффективности достижения цели. Например, в адаптивной системе управления по модели модель отражает ту форму движения системы, которая в сложившейся ситуации является наилучшей в смысле принятого критерия. С изменением ситуации модель должна менять свои параметры, чтобы быть более адекватной вновь сложившейся ситуации.

    Таким образом, свойство адекватности является важнейшим требованием к модели, но разработка высокоточных и надежных методов проверки адекватности остается по-прежнему трудноразрешимой задачей.

    Простота и сложность . Одновременное требование простоты и адекватности модели являются противоречивыми. С точки зрения адекватности сложные модели являются предпочтительнее простых. В сложных моделях можно учесть большее число факторов, влияющих на изучаемые характеристики объектов. Хотя сложные модели и более точно отражают моделируемые свойства оригинала, но они более громоздки, труднообозримы и неудобны в обращении. Поэтому исследователь стремится к упрощению модели, так как с простыми моделями легче оперировать. Например, теория аппроксимации – это теория корректного построения упрощенных математических моделей. При стремлении к построению простой модели должен соблюдаться основной принцип упрощения модели :

    упрощать модель можно до тех пор, пока сохраняются основные свойства, характеристики и закономерности, присущие оригиналу.

    Этот принцип указывает на предел упрощения.

    При этом понятие простоты (или сложности) модели является понятием относительным. Модель считается достаточно простой, если современные средства исследования (математические, информационные, физические) дают возможность провести качественный и количественный анализ с требуемой точностью. А поскольку возможности средств исследований непрерывно растут, то те задачи, которые раньше считались сложными, теперь могут быть отнесены к категории простых. В общем случае в понятие простоты модели входит и психологическое восприятие модели исследователем.

    «Адекватность-Простота»

    Можно также выделить степень простоты модели, оценив ее количественно, как и степень адекватности, от 0 до 1. При этом значению 0 будут соответствовать недоступные, очень сложные модели, а значению 1 – очень простые. Разобьем степень простоты на три интервала: очень простые, доступные и недоступные (очень сложные). Степень адекватности также разобьем на три интервала: очень высокая, приемлемая, неудовлетворительная. Построим таблицу 1.1, в которой по горизонтали отложены параметры, характеризующие степень адекватности, а по вертикали – степень простоты. В этой таблице области (13), (31), (23), (32) и (33) должны быть исключены из рассмотрения либо из-за неудовлетворительной адекватности, либо из-за очень высокой степени сложности модели и недоступности ее изучения современными средствами исследования. Область (11) также должна быть исключена, так как она дает тривиальные результаты: здесь любая модель является очень простой и высокоточной. Такая ситуация может возникнуть, например, при изучении простых явлений, подчиняемых известным физическим законам (Архимеда, Ньютона, Ома и т.д.).

    Формирование моделей в областях (12), (21), (22) необходимо осуществлять в соответствии с некоторыми критериями. Например, в области (12) необходимо стремиться к тому, чтобы была максимальной степень адекватности, в области (21) – степень простоты была минимальной. И только в области (22) необходимо проводить оптимизацию формирования модели по двум противоречивым критериям: минимуму сложности (максимуму простоты) и максимуму точности (степени адекватности). Эта задача оптимизации в общем случае сводится к выбору оптимальных структуры и параметров модели. Более трудной задачей является оптимизация модели как сложной системы, состоящей из отдельных подсистем, соединенных друг с другом в некоторую иерархическую и многосвязную структуру. При этом каждая подсистема и каждый уровень имеют свои локальные критерии сложности и адекватности, отличные от глобальных критериев системы.

    Следует отметить, что с целью меньшей потери адекватности упрощение моделей целесообразнее проводить:

    а) на физическом уровне с сохранением основных физических соотношений,

    б) на структурном уровне с сохранением основных системных свойств.

    Упрощение же моделей на математическом (абстрактном) уровне может привести к существенной потере степени адекватности. Например, усечение характеристического уравнения высокого порядка до 2 – 3-го порядка может привести к совершенно неверным выводам о динамических свойствах системы.

    Заметим, что более простые (грубые) модели используются при решении задачи синтеза, а более сложные точные модели – при решении задачи анализа.

    Конечность моделей . Известно, что мир бесконечен, как любой объект, не только в пространстве и во времени, но и в своей структуре (строении), свойствах, отношениях с другими объектами . Бесконечность проявляется в иерархическом строении систем различной физической природы. Однако при изучении объекта исследователь ограничивается конечным количеством его свойств, связей, используемых ресурсов и т.д. Он как бы «вырезает» из бесконечного мира некоторый конечный кусок в виде конкретного объекта, системы, процесса и т.д. и пытается познать бесконечный мир через конечную модель этого куска. Правомерен ли такой подход к исследованию бесконечного мира? Практика отвечает положительно на этот вопрос, основываясь на свойствах человеческого разума и законах Природы, хотя сам разум конечен, но зато бесконечны генерируемые им способы познания мира. Процесс познания идет через непрерывное расширение наших знаний. Это можно наблюдать на эволюции разума, на эволюции науки и техники, и в частности, на развитии как понятия модели системы, так и видов самих моделей.

    Таким образом, конечность моделей систем заключается, во-первых, в том, что они отображают оригинал в конечном числе отношений, т.е. с конечным числом связей с другими объектами, с конечной структурой и конечным количеством свойств на данном уровне изучения, исследования, описания, располагаемых ресурсов. Во-вторых, в том, что ресурсы (информационные, финансовые, энергетические, временные, технические и т.д.) моделирования и наши знания как интеллектуальные ресурсы конечны, а потому объективно ограничивают возможности моделирования и сам процесс познания мира через модели на данном этапе развития человечества. Поэтому исследователь (за редким исключением) имеет дело с конечномерными моделями. Однако выбор размерности модели (ее степени свободы, переменных состояния) тесно связан с классом решаемых задач. Увеличение размерности модели связано с проблемами сложности и адекватности. При этом необходимо знать, какова функциональная зависимость между степенью сложности и размерностью модели. Если эта зависимость степенная, то проблема может быть решена за счет применения высокопроизводительных вычислительных систем. Если же эта зависимость экспоненциальная, то «проклятие размерности» неизбежно и избавиться от него практически не удается. В частности, это относится к созданию универсального метода поиска экстремума функций многих переменных.

    Как отмечалось выше, увеличение размерности модели приводит к повышению степени адекватности и одновременно к усложнению модели. При этом степень сложности ограничена возможностью оперирования с моделью, т.е. теми средствами моделирования, которыми располагает исследователь. Необходимость перехода от грубой простой модели к более точной реализуется за счет увеличения размерности модели путем привлечения новых переменных, качественно отличающихся от основных и которыми пренебрегли при построении грубой модели. Эти переменные могут быть отнесены к одному из следующих трех классов:

      быстропротекающие переменные, протяженность которых во времени или в пространстве столь мала, что при грубом рассмотрении они принимались во внимание своими интегральными или осредненными характеристиками;

      медленнопротекающие переменные, протяженность изменения которых столь велика, что в грубых моделях они считались постоянными;

      малые переменные (малые параметры), значения и влияние которых на основные характеристики системы столь малы, что в грубых моделях они игнорировались.

    Отметим, что разделение сложного движения системы по скорости на быстропротекающее и медленнопротекающее движение дает возможность изучать их в грубом приближении независимо друг от друга, что упрощает решение исходной задачи. Что касается малых переменных, то ими пренебрегают обычно при решении задачи синтеза, но стараются учесть их влияние на свойства системы при решении задачи анализа.

    При моделировании стремятся по возможности выделить небольшое число основных факторов, влияние которых одного порядка и не слишком сложно описывается математически, а влияние других факторов оказывается возможным учесть с помощью осредненных, интегральных или "замороженных" характеристик. При этом одни и те же факторы могут оказывать существенно различное влияние на различные характеристики и свойства системы. Обычно учет влияния вышеперечисленных трех классов переменных на свойства системы оказывается вполне достаточным.

    Приближенность моделей . Из вышеизложенного следует, что конечность и простота (упрощенность) модели характеризуют качественное различие (на структурном уровне) между оригиналом и моделью. Тогда приближенность модели будет характеризовать количественную сторону этого различия. Можно ввести количественную меру приближенности путем сравнения, например, грубой модели с более точной эталонной (полной, идеальной) моделью или с реальной моделью. Приближенность модели к оригиналу неизбежна, существует объективно, так как модель как другой объект отражает лишь отдельные свойства оригинала. Поэтому степень приближенности (близости, точности) модели к оригиналу определяется постановкой задачи, целью моделирования. Погоня за повышением точности модели приводит к ее чрезмерному усложнению, а следовательно, к снижению ее практической ценности, т.е. возможности ее практического использования. Поэтому при моделировании сложных (человеко-машинных, организационных) систем точность и практический смысл несовместимы и исключают друг друга (принцип Л.А. Заде). Причина противоречивости и несовместимости требований точности и практичности модели кроется в неопределенности и нечеткости знаний о самом оригинале: его поведении, его свойствах и характеристиках, о поведении окружающей среды, о мышлении и поведении человека, о механизмах формирования цели, путей и средствах ее достижения и т.д.

    Истинность моделей . В каждой модели есть доля истины, т.е. любая модель в чем-то правильно отражает оригинал. Степень истинности модели выявляется только при практическом сравнении её с оригиналом, ибо только практика является критерием истинности.

    С одной стороны, в любой модели содержится безусловно истинное, т.е. определенно известное и правильное. С другой стороны, в модели содержится и условно истинное, т.е. верное лишь при определенных условиях. Типовая ошибка при моделировании заключается в том, что исследователи применяют те или иные модели без проверки условий их истинности, границ их применимости. Такой подход приводит заведомо к получению неверных результатов.

    Отметим, что в любой модели также содержится предположительно-истинное (правдоподобное), т.е. нечто, могущее быть в условиях неопределенности либо верным, либо ложным. Только на практике устанавливается фактическое соотношение между истинным и ложным в конкретных условиях. Например, в гипотезах как абстрактных познавательных моделях трудно выявить соотношение между истинным и ложным. Только практическая проверка гипотез позволяет выявить это соотношение.

    При анализе уровня истинности модели необходимо выяснить знания, содержащиеся в них: 1) точные, достоверные знания; 2) знания, достоверные при определенных условиях; 3) знания, оцениваемые с некоторой степенью неопределенности (с известной вероятностью для стохастических моделей или с известной функцией принадлежности для нечетких моделей); 4) знания, не поддающиеся оценке даже с некоторой степенью неопределенности; 5) незнания, т.е. то, что неизвестно.

    Таким образом, оценка истинности модели как формы знаний сводится к выявлению содержания в нем как объективных достоверных знаний, правильно отображающих оригинал, так и знаний, приближенно оценивающих оригинал, а также то, что составляет незнание.

    Контроль моделей . При построении математических моделей объектов, систем, процессов целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

      Моделирование надо начинать с построения самых грубых моделей на основе выделения самых существенных факторов. При этом необходимо четко представлять как цель моделирования, так и цель познания с помощью данных моделей.

      Желательно не привлекать к работе искусственные и труднопроверяемые гипотезы.

      Необходимо контролировать размерность переменных, придерживаясь правила: складываться и приравниваться могут только величины одинаковой размерности. Этим правилом необходимо пользоваться на всех этапах вывода тех или иных соотношений.

      Необходимо контролировать порядок складываемых друг с другом величин с тем, чтобы выделить основные слагаемые (переменные, факторы) и отбросить малозначительные. При этом должно сохраняться свойство «грубости» модели: отбрасывание малых величин приводит к малому изменению количественных выводов и к сохранению качественных результатов. Сказанное относится и к контролю порядка поправочных членов при аппроксимации нелинейных характеристик.

      Необходимо контролировать характер функциональных зависимостей, придерживаясь правила: проверять сохранность зависимости изменения направления и скорости одних переменных от изменения других. Это правило позволяет глубже понять физический смысл и правильность выведенных соотношений.

      Необходимо контролировать поведение переменных или некоторых соотношений при приближении параметров модели или их комбинаций к крайне допустимым (особым) точкам. Обычно в экстремальной точке модель упрощается или вырождается, а соотношения приобретают более наглядный смысл и могут быть проще проверены, а окончательные выводы могут быть продублированы каким-либо другим методом. Исследования экстремальных случаев могут служить для асимптотических представлений поведения системы (решений) в условиях, близких к экстремальным.

      Необходимо контролировать поведение модели в известных условиях: удовлетворение функции как модели поставленным граничным условиям; поведение системы как модели при действии на нее типовых входных сигналов.

      Необходимо контролировать получение побочных эффектов и результатов, анализ которых может дать новые направления в исследованиях или потребовать перестройки самой модели.

    Таким образом, постоянный контроль за правильностью функционирования моделей в процессе исследования позволяет избежать грубых ошибок в конечном результате. При этом выявленные недостатки модели исправляются в ходе моделирования, а не вычисляются заранее.

    Тип модели зависит от информационной сущности моделируемой системы, от связей и отношений ее подсистем и элементов, а не от ее физической природы.

    Например, математические описания (модели ) динамики эпидемии инфекционной болезни, радиоактивного распада, усвоения второго иностранного языка, выпуска изделий производственного предприятия и т.д. могут считаться одинаковыми с точки зрения их описания, хотя сами процессы различны.

    Границы между моделями различного вида весьма условны. Можно говорить о различных режимах использования моделей - имитационном, стохастическом и т.д.

    Как правило модель включает в себя: объект О, субъект (не обязательный) А, задачу Z, ресурсы B, среду моделирования С.

    Модель можно представить формально в виде: М = < O, Z, A, B, C > .

    Основные свойства любой модели :

      целенаправленность - модель всегда отображает некоторую систему, т.е. имеет цель;

      конечность - модель отображает оригинал лишь в конечном числе его отношений и, кроме того, ресурсы моделирования конечны;

      упрощенность - модель отображает только существенные стороны объекта и, кроме того, должна быть проста для исследования или воспроизведения;

      приблизительность - действительность отображается моделью грубо или приблизительно;

      адекватность - модель должна успешно описывать моделируемую систему;

      наглядность, обозримость основных ее свойств и отношений;

      доступность и технологичность для исследования или воспроизведения;

      информативность - модель должна содержать достаточную информацию о системе (в рамках гипотез, принятых при построении модели ) и должна давать возможность получить новую информацию;

      сохранение информации, содержавшейся в оригинале (с точностью рассматриваемых при построении модели гипотез);

      полнота - в модели должны быть учтены все основные связи и отношения, необходимые для обеспечения цели моделирования ;

      устойчивость - модель должна описывать и обеспечивать устойчивое поведение системы, если даже она вначале является неустойчивой;

      целостность - модель реализует некоторую систему, т.е. целое;

      замкнутость - модель учитывает и отображает замкнутую систему необходимых основных гипотез, связей и отношений;

      адаптивность - модель может быть приспособлена к различным входным параметрам, воздействиям окружения;

      управляемость - модель должна иметь хотя бы один параметр, изменениями которого можно имитировать поведение моделируемой системы в различных условиях;

      возможность развития моделей (предыдущего уровня).

    Жизненный цикл моделируемой системы:

      сбор информации об объекте, выдвижение гипотез, предварительный модельный анализ;

      проектирование структуры и состава моделей (подмоделей);

      построение спецификаций модели , разработка и отладка отдельных подмоделей, сборка модели в целом, идентификация (если это нужно) параметров моделей ;

      исследование модели - выбор метода исследования и разработка алгоритма (программы) моделирования ;

      исследование адекватности, устойчивости, чувствительности модели ;

      оценка средств моделирования (затраченных ресурсов);

      интерпретация, анализ результатов моделирования и установление некоторых причинно-следственных связей в исследуемой системе;

      генерация отчетов и проектных (народно-хозяйственных) решений;

      уточнение, модификация модели , если это необходимо, и возврат к исследуемой системе с новыми знаниями, полученными с помощью модели и моделирования .

    Задание {{ 264 }} 306 Тема 14-0-0

    Сервер сети обычно используется в качестве компьютера

    £ доступа в компьютерную сеть

    £ для выхода в интернет

    £ рабочего места администратора сети

    R обслуживающего компьютеры сети

    Задание {{ 265 }} 307 Тема 14-0-0

    Описание свободного падения тела с учётом влияния порыва ветра будет:

    £ детерминированной, статической моделью;

    R стохастической, динамической моделью;

    £ детерминированной, динамической моделью;

    £ стохастической, статической моделью.

    Задание {{ 266 }} 308 Тема 14-0-0

    Нейротехнология - это технология, базирующаяся на:

    £ нейронах головного мозга.

    £ искусственном мозгу и интеллекте.

    R имитации структуры и процессов головного мозга.

    £ использовании суперкомпьютеров и интеллектуальных задач.

    Задание {{ 267 }} 309 Тема 14-0-0

    Объектно-ориентированная технология анализа базируется на понятиях:

    £ объект и процесс.

    £ класс и экземпляр класса.

    £ инкапсуляция, наследование, полиморфизм.

    R указанных в а), б), в).

    Задание {{ 268 }} 310 Тема 14-0-0

    Новые информационные технологии бывают типов:

    £ когнитивные, инструментальные, прикладные.

    £ инструментальные, прикладные, коммуникационные

    £ когнитивные, прикладные, коммуникативные.

    R всех перечисленных в а), б), в).

    Задание {{ 269 }} 311 Тема 14-0-0

    Виртуальная реальность - это технология:

    R имитации неосуществимого, сложно реализуемого состояния системы

    £ проектирования такого состояния

    £ разработки такого состояния

    £ проектирования, разработки, имитации такого состояния

    Задание {{ 270 }} 312 Тема 14-0-0

    Инженерия знаний - это:

    £ технология

    £ техника

    £ технология

    Задание {{ 271 }} 313 Тема 14-0-0

    Интеллектуальный анализ данных - это:

    R автоматизированный поиск скрытых в БД связей

    £ анализ данных с помощью СУБД

    £ анализ данных с помощью компьютера

    £ выделение тренда в данных

    Задание {{ 272 }} 314 Тема 14-0-0технология - это технология:

    R автоматизированного проектирования информационной системы

    £ автоматизированного обучения

    £ автоматизации управления информационной системой

    £ автоматического проектирования информационной системы

    Задание {{ 273 }} 315 Тема 14-0-0

    В средо-ориентированных технологиях всегда соблюдают все требования:

    R надежность, длительная работа, скорость разработки

    £ масштабируемость, автоматическая работа, минимум затрат

    £ масштабируемость, длительная работа, минимум затрат

    £ автоматическая работа, надежность, длительная работа

    Модель (лат. modulus - мера) - это объект-заместитель объекта-оригинала, обеспечивающий изучение некоторых свойств оригинала.

    Модель - создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либо материальной системы), отражающий свойства, характеристики и связи объекта – оригинала произвольной природы, существенные для задачи, решаемой субъектом.

    Моделирование – процесс создания и использования модели.

    Цели моделирования

    • Познание действительности
    • Проведение экспериментов
    • Проектирование и управление
    • Прогнозирование поведения объектов
    • Тренировка и обучения специалистов
    • Обработка информации

    Классификация по форме представления

    1. Материальные - воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение (детские игрушки, наглядные учебные пособия, макеты, модели автомобилей и самолетов и прочее).
      • a) геометрически подобные масштабные, воспроизводящие пространственно- геометрические характеристики оригинала безотносительно его субстрату (макеты зданий и сооружений, учебные муляжи и др.);
      • b) основанные на теории подобия субстратно подобные, воспроизводящие с масштабированием в пространстве и времени свойства и характеристики оригинала той же природы, что и модель, (гидродинамические модели судов, продувочные модели летательных аппаратов);
      • c) аналоговые приборные, воспроизводящие исследуемые свойства и характеристики объекта оригинала в моделирующем объекте другой природы на основе некоторой системы прямых аналогий (разновидности электронного аналогового моделирования).
    2. Информационные - совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также их взаимосвязь с внешним миром).
      • 2.1. Вербальные - словесное описание на естественном языке).
      • 2.2. Знаковые - информационная модель, выраженная специальными знаками (средствами любого формального языка).
        • 2.2.1. Математические - математическое описание соотношений между количественными характеристиками объекта моделирования.
        • 2.2.2. Графические - карты, чертежи, схемы, графики, диаграммы, графы систем.
        • 2.2.3. Табличные - таблицы: объект-свойство, объект-объект, двоичные матрицы и так далее.
    3. Идеальные – материальная точка, абсолютно твердое тело, математический маятник, идеальный газ, бесконечность, геометрическая точка и прочее...
      • 3.1. Неформализованные модели - системы представлений об объекте оригинале, сложившиеся в человеческом мозгу.
      • 3.2. Частично формализованные .
        • 3.2.1. Вербальные - описание свойств и характеристик оригинала на некотором естественном языке (текстовые материалы проектной документации, словесное описание результатов технического эксперимента).
        • 3.2.2. Графические иконические - черты, свойства и характеристики оригинала, реально или хотя бы теоретически доступные непосредственно зрительному восприятию (художественная графика, технологические карты).
        • 3.2.3. Графические условные - данные наблюдений и экспериментальных исследований в виде графиков, диаграмм, схем.
      • 3.3. Вполне формализованные (математические) модели.

    Свойства моделей

    • Конечность : модель отображает оригинал лишь в конечном числе его отношений и, кроме того, ресурсы моделирования конечны;
    • Упрощенность : модель отображает только существенные стороны объекта;
    • Приблизительность : действительность отображается моделью грубо или приблизительно;
    • Адекватность : насколько успешно модель описывает моделируемую систему;
    • Информативность : модель должна содержать достаточную информацию о системе - в рамках гипотез, принятых при построении модел;
    • Потенциальность : предсказуемость модели и её свойств;
    • Сложность : удобство её использования;
    • Полнота : учтены все необходимые свойства;
    • Адаптивность .
    Так же необходимо отметить:
    1. Модель представляет собой «четырехместную конструкцию», компонентами которой являются субъект; задача, решаемая субъектом; объект-оригинал и язык описания или способ воспроизведения модели. Особую роль в структуре обобщенной модели играет решаемая субъектом задача. Вне контекста задачи или класса задач понятие модели не имеет смысла.
    2. Каждому материальному объекту, вообще говоря, соответствует бесчисленное множество в равной мере адекватных, но различных по существу моделей, связанных с разными задачами.
    3. Паре задача-объект тоже соответствует множество моделей, содержащих в принципе одну и ту же информацию, но различающихся формами ее представления или воспроизведения.
    4. Модель по определению всегда является лишь относительным, приближенным подобием объекта-оригинала и в информационном отношении принципиально беднее последнего. Это ее фундаментальное свойство.
    5. Произвольная природа объекта-оригинала, фигурирующая в принятом определении, означает, что этот объект может быть материально-вещественным, может носить чисто информационный характер и, наконец, может представлять собой комплекс разнородных материальных и информационных компонентов. Однако независимо от природы объекта, характера решаемой задачи и способа реализации модель представляет собой информационное образование.
    6. Частным, но весьма важным для развитых в теоретическом отношении научных и технических дисциплин является случай, когда роль объекта-моделирования в исследовательской или прикладной задаче играет не фрагмент реального мира, рассматриваемый непосредственно, а некий идеальный конструкт, т.е. по сути дела другая модель, созданная ранее и практически достоверная. Подобное вторичное, а в общем случае n-кратное моделирование может осуществляться теоретическими методами с последующей проверкой получаемых результатов по экспериментальным данным, что характерно для фундаментальных естественных наук. В менее развитых в теоретическом отношении областях знания (биология, некоторые технические дисциплины) вторичная модель обычно включает в себя эмпирическую информацию, которую не охватывают существующие теории.