Радиотелефонная система алтай. Сделано в ссср: система мобильной связи алтай Мобильный телефон алтай 1960 х годов

АЛТАЙ (от тюркско-монгольского «алтан» - золотой), горная система в Азии, на юге Сибири и в Центральной Азии, на территории России (Республика Алтай, Республика Тыва, Алтайский край), Монголии, Казахстана и Китая. Вытянут по широте от 81 до 106° восточной долготы, по долготе - от 42 до 52° северной широты. Простирается с северо-запада на юго-восток более чем на 2000 км. Состоит из высокогорных (высшая точка - гора Белуха, 4506 м) и среднегорных хребтов и разделяющих их межгорных котловин. На севере и северо-западе граничит с Западносибирской равниной, на северо-востоке - с Западным Саяном и горами Южной Тувы, на востоке - с Долиной Больших Озёр, на юго-востоке - с пустыней Гоби, на юге - с Джунгарской равниной, на западе долиной реки Иртыш отделён от Казахского мелкосопочника. Алтай - водораздел между бассейном Северного Ледовитого океана и бессточной областью Центральной Азии. Орографически выделяют Гобийский Алтай, Монгольский Алтай и собственно Алтай, или Русский Алтай. Последний нередко отождествляется с понятием «Алтай» и входит в состав субширотной горной страны Южной Сибири горы, образуя западное окончание протяжённостью по широте свыше 400 км, с севера на юг - около 300 км (смотри карту).

Рельеф . Рельеф Русского Алтая сформировался в результате длительного воздействия экзогенных процессов на растущее поднятие и характеризуется большим разнообразием форм. Большая часть хребтов северо-западного или субширотного простирания образует веер, расходящийся в западном направлении. Исключение составляют хребты северной субмеридиональной ориентировки и южной периферии. Выделяется ряд обширных плоскогорий (Укок и др.), нагорий (Чулышманское и др.) и горных массивов (Монгун-Тайга и др.), а также крупных межгорных котловин, занятых степями (Чуйская, Курайская, Уймонская, Абайская, Канская и др.). Высокогорные хребты и массивы располагаются главным образом на востоке и юго-востоке. Выше 4000 м поднимаются хребты: Катунский (высота до 4506 м), Сайлюгем (до 3499 м), Северо-Чуйский (до 4177 м). Значительны по высоте хребты: Южно-Чуйский (высота до 3936 м), Южный Алтай (до 3483 м), Чихачёва (до 4029 м), Цаган-Шибэту (до 3496 м) и Шапшальский (до 3608 м). Высокогорным рельефом отличается обособленный массив Монгун-Тайга (3970 м). Высокогорье характеризуется островершинными гребнями, крутыми (20-50° и более) склонами и широкими днищами долин, выполненными мореной или занятыми ледниками. Широко развиты обвально-осыпные склоны, сформированные интенсивно протекающими гравитационными процессами. Распространены ледниковые формы рельефа: кары, ледниковые цирки, троги, карлинги, моренные валы и гряды. Среднегорные и низкогорные хребты находятся в основном на западе и севере Алтая. Среди них наиболее значительны: Теректинский (высота до 2926 м), Айгулакский (до 2752 м), Иолго (до 2618 м), Листвяга (до 2577 м), Нарымский (до 2533 м) и Бащелакский (до 2423 м) хребты. В среднегорье альпийские черты рельефа встречаются фрагментарно. Преобладают широкие массивные междуречья с уплощёнными и платообразными вершинами, где развиты криогенные процессы, приводящие к образованию курумов и альтипланации. Встречаются карстовые формы рельефа. Долины рек часто представляют собой узкие крутосклонные ущелья и каньоны глубиной 500-1000 метров. Периферическое низкогорье Алтая характеризуется относительно малой глубиной расчленения (до 500 м) и пологими склонами. Долины широкие, плоскодонные, с хорошо выраженным комплексом террас. На плоских вершинах сохранились фрагменты древних поверхностей выравнивания. Днища котловин заняты наклонными равнинами пролювиального происхождения и моренными амфитеатрами, окаймляющими окончания троговых долин. На востоке Алтая днища котловин осложнены термокарстовыми формами.

Геологическое строение и полезные ископаемые . Алтай располагается в пределах палеозойской Алтае-Саянской складчатой области Урало-Охотского подвижного пояса; представляет собой сложно построенную складчатую систему, образованную докембрийскими и палеозойскими толщами, интенсивно дислоцированными в каледонскую эпоху тектогенеза и герцинскую эпоху тектогенеза. В послепалеозойское время горно-складчатые сооружения были разрушены и превращены в денудационную равнину (пенеплен). По особенностям геологического строения и возрасту заключительной складчатости различают каледонский Горный Алтай на северо-западе (занимает около 4/5 всей территории) и герцинский Рудный Алтай на юго-западе и юге. Антиклинории Горного Алтая (Холзунско-Чуйский, Талицкий и др.) главным образом сложены флишоидной терригенной серией верхнего кембрия - нижнего ордовика, перекрывающей венд-нижнекембрийские офиолиты, кремнисто-сланцевые образования и предположительно докембрийские метаморфиты, местами выступающие на поверхность. Наложенные впадины и грабены (наиболее крупный - Коргонский) выполнены молассами среднего ордовика - нижнего силура и начала девона. Отложения прорваны позднедевонскими гранитами. В пределах Рудного Алтая, обладающего каледонским фундаментом, широко распространены породы вулканоплутонической ассоциации среднего девона - раннего карбона и позднепалеозойские гранитоиды. В олигоцен-четвертичное время Алтай испытал поднятие, связанное с региональным сжатием земной коры, вызванным сближением ограничивающих его литосферных микроплит (Джунгарской, Тувинско-Монгольской). Формирование горного сооружения происходило по типу крупного свода, который на последних этапах развития был деформирован системой разрывов, в результате чего в центральной и южной частях образовалась серия блоковых морфоструктур в виде высоких хребтов и разделяющих их впадин. Инструментальные наблюдения фиксируют вертикальные подвижки земной коры, скорость которых достигает нескольких сантиметров в год. Поднятия происходят неравномерно, сопровождаются надвигами, что обусловливает асимметрию хребтов.

Алтай - один из наиболее сейсмоактивных внутриконтиненталъных регионов мира. Одна из крупнейших сейсмических катастроф (9-10 баллов) произошла в высокогорном Кош-Агачском районе 27.9.2003. Известны следы древних катастроф (палеосейсмодислокации).

Основное богатство недр Алтая составляют месторождения благородных металлов и колчеданных свинцово-цинково-медно-баритовых руд (Корбалихинское, Зыряновское и др.), образующие полиметаллический пояс Рудного Алтая. На Горном Алтае - месторождения ртути, золота, железных, вольфрамово-молибденовых руд. Издавна известны месторождения поделочных камней, мрамора. Имеются термальные минеральные источники: Абаканский Аржан, Белокурихинские и др. Климат Алтая континентальный в предгорьях, резко континентальный во внутренней и восточной частях, что определяется положением в умеренных широтах и значительным удалением от океанов. Зима суровая и длительная (от 5 месяцев в предгорьях до 10 месяцев в высокогорьях), чему способствует влияние Азиатского антициклона. Средняя температура января составляет (в предгорьях) от -15 до -20°С; на северо-востоке несколько выше и на берегах Телецкого озера достигает -9,2°С; в котловинах, где обычны температурные инверсии, снижается до -31,7°С. Зафиксированный минимум температур -60°С (в Чуйской степи). С сильным выхолаживанием связано широкое развитие многолетнемёрзлых пород, мощность которых составляет местами до нескольких сотен метров. Лето сравнительно короткое (до 4 месяцев), но тёплое. Средняя температура июля колеблется от 22°С (в предгорьях) до 6°С в высокогорье; в котловинах и южных предгорьях возможен подъём до 35-40°С и более. Для среднегорья и низкогорья характерны значения 14-18°С. Безморозный период на высоте до 1000 метров не превышает 90 дней, выше 2000 м практически отсутствует. Осадки связаны, главным образом с западными влагонесущими потоками и распределяются крайне неравномерно по территории и по сезонам. Отчётливо выражена экспозиционная асимметрия, при которой наветренные склоны хребтов, особенно западной периферии, получают значительно больше осадков, чем внутренние котловины. Так, в высокогорье Катунского и Южно-Чуйского хребтов выпадает в год до 2000 мм осадков и более, в то время как Курайская и Чуйская степи относятся к одним из наиболее засушливых мест в России (до 100 мм осадков в год). Дефицит влаги в котловинах объясняется также иссушающим воздействием горно-долинных ветров - фёнов, особенно зимой и осенью. В низкогорье и среднегорье выпадает в среднем 700-900 мм осадков в год. Максимум осадков приходится на лето. Толщина снежного покрова в северных и западных районах и в высокогорье достигает 60-90 см и более, в котловинах - менее 10 см, а в малоснежные годы устойчивый покров практически не образуется. В горах Алтая известно свыше 1500 ледников общей площадью около 910 км 2 . Максимально распространены в Катунском, Южно- и Северо-Чуйском хребтах. К наиболее крупным ледникам относятся Талдуринский, Актру (Актуру) и Маашей (Машей), длина которых составляет 7-12 км.

Алтай. Река Катунь.

Реки и озёра . Алтай расчленён густой сетью (несколько десятков тысяч) горных рек, по режиму питания относящихся к алтайскому типу: питаются талыми снеговыми водами и летними дождями; отличаются длительным весенним половодьем. Большая часть рек принадлежит бассейну Оби, оба её истока - Катунь и Бия - находятся на Алтае и являются его главными водными артериями. Западные отроги дренируются правыми притоками реки Иртыш, среди которых выделяется река Бухтарма. Реки северно-восточной части Алтая (Абакан и др.) имеют сток в долину реки Енисей, юго-восточные окраины принадлежат бессточной области Центральной Азии. Общее число озёр на Алтае свыше 7000, при суммарной площади свыше 1000 км 2 ; крупнейшие - Маркаколь и Телецкое озеро. Многие небольшие (обычно 1-3 км 2 и менее) древнеледниковые озёра часто заполняют живописные глубокие троговые долины. На севере Алтая встречаются карстовые озёра.

Типы ландшафтов . На Алтае хорошо выражена высотная поясность ландшафтов. В нижнем ландшафтном поясе - степи, на севере главным образом луговые, с участками лесостепей. На юге степи образуют широкий пояс, поднимаясь до высоты 1000 метров и более, и местами имеют черты опустыненных, переходящих в полупустыни. Из горностепных животных обычны суслики, полёвки, хомячки, барсук; из птиц - степной орёл, копчик, пустельга. Аналогичен облик степей в межгорных котловинах. Там встречается антилопа дзерен, монгольский сурок, кот манул и др. В степных низкогорьях развиты выщелоченные и оподзоленные чернозёмы, в котловинах - своеобразные сухостепные каштановые и тёмно-каштановые почвы. Незначительный лесостепной пояс связан с экспозиционной асимметрией увлажнённости и освещения, когда на северных склонах низкогорья произрастает лиственница (реже берёза, осина или сосна), а на южных - луговые степи. Лесной пояс в горах Алтая преобладает. Здесь господствуют горно-таёжные леса: темнохвойные, так называемыая черневая тайга из пихты, ели и сосны сибирской кедровой (или «кедра»), и светлохвойные из лиственницы и сосны обыкновенной. Среди обитателей горных лесов типичны таёжные животные - медведь, рысь, колонок, белка, кабарга, марал и др.; из птиц - глухарь, рябчик, кедровка, дятлы, клесты. Черневая тайга на богатых гумусом глубокоподзолистых или бурых лесных почвах широко распространена в западных предгорьях и на северо-востоке. Пихтарники тяготеют к средней части горных склонов, кедровая тайга - к верхним частям. В темнохвойных лесах травяной ярус составляют крупнотравные и высокотравные виды; подлесок часто отсутствует или состоит из напочвенного покрова (мхи, лишайники), к которому добавляются кустарниковый и кустарничковый ярусы. Лиственничники занимают значительные пространства в бассейне среднего течения реки Катунь, на Теректинском и Курайском хребтах. Сосновые леса, нередко паркового типа, распространены преимущественно по долинам рек Катунь и Чулышман. В светлохвойных лесах разнообразен травяно-кустарниковый ярус. Серые лесные почвы выше 1700 м переходят в лесотундровые и горно-тундровые. Верхняя граница леса по высоте колеблется от 1600 до 2400 м, здесь произрастает редкостойная тайга с хорошо развитым высокотравьем, кустарниковым и травяно-кустарниковым ярусами. Выше - кедровое и лиственничное редколесья, чередующиеся с зарослями кустарников (ерников) и субальпийскими лугами. Среди кустарников доминируют берёза круглолистная, ивы, можжевельник, курильский чай. В составе высокотравных лугов много ценных видов: маралий корень, чемерица Лобеля, черника, бадан и др. Альпийские луга, распространённые в высокогорье западных и центральных районов Алтая, чередуются с пятнами мохово-лишайникового покрова или каменистыми россыпями. Выделяются формации крупнотравных, мелкотравных, злаково-осоковых и кобрезиевых лугов. В высокогорье также представлены ландшафты субальпийских лугов, горных тундр, скалы, каменистые россыпи, ледники и вечные снега. Большую часть высокогорья занимают горные тундры, не отличающиеся большим разнообразием видов. Встречаются луговые, мохово-лишайниковые, кустарниковые и каменистые тундры. Выше 3000 метров расположен нивально-гляциальный пояс. Из животных высокогорного пояса характерны алтайская пищуха, горный козёл, снежный барс, северный олень. Особый тип интразональных ландшафтов Алтая представляют болота, распространённые почти повсеместно на плоских междуречьях и плоскогорьях.

Особо охраняемые природные территории. 5 объектов Алтая (Алтайский заповедник, охранная полоса вокруг Телецкого озера, Катунский заповедник, природный парк Белуха и Зона покоя Укок), называемые Золотые горы Алтая, включены с 1998 году в список Всемирного наследия. Природные ландшафты и отдельные памятники природы охраняются также в Маркакольском заповеднике. Создан ряд заказников. Об экономике Алтая смотри в статьях Алтайский край, Алтай (Республика Алтай) и Тува.

История открытия и исследования . Первые научные исследования природы Алтая относятся к 1-й половине 18 века, когда на западе были открыты рудные месторождения и построены первые медеплавильные заводы. Русские переселенцы, в основном беглые заводские и государственные крестьяне, появились на севере Алтая в середине 18 века. Первые русские поселения, в том числе старообрядческие, стали возникать в 1750-70-х годах, главным образом по долинам среднего течения рек. В 19 веке начали заселяться верховья рек, в основном кочевниками-казахами из Китая и Казахстана. В 1826 году изучением флоры Алтая занимался К. Ф. Ледебур. В 1828 году были обнаружены россыпные месторождения золота. В 1-й половине 19 века геологические исследования проводили П. А. Чихачёв (1842), Г. Е. Щуровский (1844) и инженеры горного ведомства. Во 2-й половине 19 века на Алтае работали многочисленные экспедиции, в том числе Русские географические общества, Академии наук, в составе которых были В. А. Обручев, В. В. Сапожников, изучавшие в течение ряда лет современное оледенение и растительный покров Алтая. Начиная с 1920-х годов, проводилось планомерное изучение природы Алтая: крупномасштабная топография, и геологические съёмки, а также исследование разнообразных природных ресурсов в связи с развитием горной промышленности, гидроэнергетики и сельского хозяйства.

Лит.: Куминова А. В. Растительный покров Алтая. Новосиб., 1960; Михайлов Н.И. Горы Южной Сибири. М., 1961; Гвоздецкий Н.А., Голубчиков Ю. Н. Горы. М., 1987.

Оригинал взят у oldgoro в Сделано в СССР: система мобильной связи Алтай

Все мы привыкли к тому, что мобильные технологии и устройства приходят из-за рубежа. И стандарты связи (например, GSM), и сами телефоны, и все оборудование операторов — носят на себе клеймо «Made in не-у-нас». США, Европа, Япония и даже Китай снабжают нас связью. И как-то забылось уже, что раньше мы сами были лидерами в этой области. В свое время именно в нашей стране была запущена первая в мире сеть автоматической мобильной связи. И если бы не отношение советского руководства, возможно, мы бы и теперь говорили не по «нокиям», а по «волемотам»...

Рации в автомобилях

В одном из предыдущих номеров мы рассказывали о том, как медленно и сложно развивалась ранняя мобильная связь в США и Европе. Первые «мобильные телефоны» появились в конце 1940-х годов, однако они едва помещались в багажник автомобиля, и чтобы позвонить по ним, приходилось сначала найти свободный радиоканал и поговорить с «барышней».

Такие автомобильные рации появились и в СССР. За время войны производство компактных радиостанций весьма серьезно шагнуло вперед, и поставить простой «радиотелефон» в багажник начальственной «Волги» оказалось вполне реально. Рации работали на общих фиксированных частотах, обеспечивая связь руководителей между собой и с центральными диспетчерскими пультами.

Вот только пользоваться такими устройствами было не слишком просто. То, что было естественным для командира на войне, не могло устроить председателя обкома или директора завода.

Так, чтобы говорить, нужно было нажать на специальную кнопку передачи (обычно она находилась прямо на микрофоне — так называемая тангента ); при этом говорящий уже не слышал другую сторону. А ведь советские начальники не привыкли выдавать по-армейски четкие депеши и затем произносить «прием», давая слово другой стороне. Они нередко перебивали друг друга, говорили одновременно... В общем, разговор по рации мог оказаться длительным и не очень-то эффективным. К тому же связь с проводными телефонами (обычными или «специальными», начальственными) можно было установить только через диспетчера, и то далеко не везде.

Чтобы полноценно руководить «народным хозяйством» из автомобиля, требовался настоящий телефон, похожий на тот, что стоял на начальственном столе. И надо отдать должное советским ученым и инженерам — такой телефон появился. Более того — на момент его появления в других странах аналогов не было.

«Алтай» из Воронежа: первый в мире

Многие знают Воронеж как родину мультипликационного котенка с улицы Лизюкова. Но этот город славен отнюдь не только патриотическими котятами и умными воронами. Именно здесь, в Воронежском НИИ Связи (ВНИИС), был создан советский мобильный телефон.

Работа над системой, названной «Алтай», началась в 1958 году. Именно во ВНИИС были созданы абонентские станции (проще говоря, собственно телефоны) и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ), там же, где рождалось советское телевидение. Над другими составляющими «Алтая» работали ленинградцы, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. Специалисты из разных частей Советского Союза объединили усилия, чтобы создать абсолютно уникальный на тот момент продукт — автоматическую мобильную связь.

«Алтай» должен был стать полноценным телефоном, устанавливаемым в автомобиле. По нему не просто можно было говорить, как по обычному телефону (т.е. звук проходил в обе стороны одновременно, т.н.полнодуплексный режим ). Чтобы позвонить на другой «Алтай» или на обычный телефон, достаточно было просто набрать номер — как на настольном телефонном аппарате, без всяких переключений каналов или разговоров с диспетчером.

Реализовать эту возможность при тогдашнем техническом уровне было непросто. Цифровой связи, разумеется, еще не было; голос передавался в эфире привычным образом. Но, кроме голоса, нужно было передавать специальные сигналы, с помощью которых система могла сама найти свободный радиоканал, установить связь, передать набираемый телефонный номер и т.д.

Это теперь мы привыкли «нащелкивать» номер на кнопках мобильника. А в 1963 году, когда в Москве была запущена опытная зона системы «Алтай», настоящий телефон в машине производил неизгладимое впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у «Алтая» была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Впрочем, от диска вскоре отказались и заменили его кнопками, поскольку крутить диск в автомобиле оказалось неудобно.

Партийные руководители пришли в восторг от новой системы. Автомобильные телефоны вскоре появились в «ЗИЛах» и «Чайках» высших кругов номенклатурной «аристократии». За ними последовали и «Волги» директоров важнейших предприятий.

«Алтай», конечно, не был сотовой системой. Один город вместе с пригородами обслуживался всего лишь одной базовой станцией с шестнадцатью радиоканалами. Но для небольшого количества высших начальников, которым была доступна мобильная связь, этого первое время хватало.

Использовался частотный диапазон 150 МГц — это частоты того же порядка, что и метровый диапазон телевидения. Поэтому антенна, установленная на высокой башне, позволяла обеспечить связь на расстоянии до десятков километров.
Аналогичная система в США, IMTS (Improved Mobile Telephone Service), была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. Между тем в СССР к 1970 году «Алтай» был установлен уже примерно в 30 городах!

В Москве, Ленинграде, Ташкенте, Ростове, Киеве, Воронеже и многих других городах (и областях) СССР партийные и хозяйственные руководители могли спокойно говорить по телефону из машины. Наша страна — как это ни странно слышать теперь, — уверенно лидировала в области мобильной связи.

Олимпийский триумф

Система «Алтай» в 1970-е годы активно развивалась. Были выделены новые радиоканалы (22 «ствола» по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц — т.е. на чуть более длинных волнах, чем «дециметровое» телевидение, что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов. Благодаря применению первых микросхем абонентские станции становились все более компактными — хотя все же оставались автомобильными (можно было переносить телефон вместе с аккумуляторами в увесистом чемоданчике).

Особые работы по модернизации оборудования пришлось провести к московской Олимпиаде 1980 года. Более того — именно к Олимпиаде базовая станция «Алтая» переселилась на Останкинскую телебашню. До этого она занимала два верхних этажа высотного здания на Котельнической набережной.

На Олимпиаде-80 связь системы «Алтай-3М» использовалась весьма широко и показала себя с лучшей стороны. Так, практически все журналистские репортажи с соревнований проходили именно через «Алтай». Советские связисты стали победителями Олимпиады вместе с советскими спортсменами; олимпийских медалей, правда, им не досталось, но Государственную Премию СССР получили многие ведущие разработчики.

«Связь народу не нужна!»

Впрочем, во время Олимпиады стали проявляться и ограничения «Алтая». Иногда журналисты жаловались на плохую связь; инженеры рекомендовали им немного переставить автомобиль, и все тут же налаживалось.

Чтобы телефон без проводов стал массовым, требовалось дальнейшее развитие системы — в частности, переход к ныне привычному использованию множества базовых станций, «накрывающих» соседние участки территории. И советские инженеры были вполне готовы к этому развитию. К сожалению, такой готовности не было у руководства СССР.

Система «Алтай» была хорошо приспособлена к иерархии советских начальников. Например, руководитель мог поговорить с несколькими подчиненными одновременно, чтобы раздать им указания (тогда это называлось «циркулярный звонок»; сейчас подобная возможность известна как «конференц-связь»). Разговор начальников высшего ранга мог «сбросить с линии» низших, если не хватало каналов. И, разумеется, у разных абонентов были разные права и возможности. Кто-то мог звонить в любую точку СССР (а то и мира), кто-то — только на телефоны своего города или организации. Некоторым позволялось только связываться с другими телефонами того же «Алтая». Словом, была создана идеальная система, полностью подстроенная под иерархическую номенклатурную лестницу.

Но больше всего в стране было тех, кому вообще было не положено пользоваться мобильной связью. И, по мнению руководства, незачем было давать это право всем. Понятно, что телефон в автомобиле необходим секретарю обкома или директору завода, а остальным-то зачем? Капиталистическая роскошь не нужна советскому народу!

Задержанный «Волемот»

Специалисты ВНИИС и других предприятий в начале 1980-х годов были готовы к работе над системой связи нового поколения. Она получила название «Волемот» (сокращение от названий городов, где находились разработчики: Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь). Особенностью «Волемота» была возможность полноценно использовать множество базовых станций; во время разговора можно было переключиться с одной из них на другую без потери связи.
Эта функция, известная ныне как «хэндовер» и позволяющая весть разговоры в движении без всяких проблем, делала «Волемот» практически сотовой связью. К тому же поддерживался автоматический роуминг: аппарат «Волемот», зарегистрированный в сети одного города, можно было использовать в другом. При этом использовался все тот же диапазон 330 МГц, и каждая базовая станция могла при необходимости «накрывать» связью десятки квадратных километров.

«Волемот» мог бы стать массовой связью для сельской местности, «верным другом» колхозников, дачников и туристов. Для этой цели он подошел бы лучше, чем западные сотовые системы, разработанные в тот же период (AMPS, NMT), поскольку было легко обеспечить его работу на весьма обширной территории. А вот для обслуживания множества абонентов на малой территории (в городе) «Волемот» уступал AMPS и NMT; дальнейшее развитие, впрочем, могло бы решить эту проблему.

Мобильную связь, на самом деле, вполне можно было вписать и в советский образ жизни, и в коммунистическую идеологию. Телефоны могли бы, например, устанавливаться в селах и дачных поселках для коллективного использования и выдаваться напрокат в туристических клубах (на время похода). Услуга звонка с «Волемота» могла появиться в дальних поездах или автобусах. И, конечно, никакой угрозы «государственной безопасности» не возникало — мобильную связь без устройств шифрования очень легко прослушивать.

Однако несколько лет для проекта «Волемот» не удавалось получить необходимое финансирование. Массовая связь считалась ненужной и даже вредной, а для начальства хватало и «Алтая». Между тем сотовые системы на Западе активно развивались и приобретали популярность. За начало — середину 1980-х годов прежнее лидерство было упущено.

«Волемот» все же был завершен к концу 1980-х, но СССР к тому времени полным ходом шел к своей кончине. О возможности «догнать» Европу и США речь уже не шла.

Связь для профессионалов

В 1991 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) и в 1992 году в Москве появились первые сотовые операторы стандарта NMT-450. Цены на телефоны и звонки были запредельными, а покрытие территории — не слишком-то большим. Зато подключение к сотовой связи, в отличие от прежнего «Алтая», было доступно частным лицам и коммерческим структурам.

Дачникам и колхозникам такая связь была, разумеется, по-прежнему недоступна. Она осталась тем, чем был и «Алтай» — привилегией «хозяев жизни». Сменился только вид «хозяев» — теперь это были «новые русские» (зачастую выходцы из той же самой номенклатуры, отставные комсомольские вожаки). Теперь «сотовик» занял место рядом с малиновым пиджаком и шестисотым мерседесом.

Сети «Алтай», впрочем, тоже открылись для коммерческого подключения. И у них нашлись преимущества дляпрофессионального использования — когда требовались не «понты», а надежная и неприхотливая связь. Играли свою роль и более умеренные цены, и огромная (по сравнению с тогдашними сотовыми) зона покрытия. К тому же к «Алтаю» и «Волемоту» можно было подключить специальные устройства шифрования, и тогда разговор нельзя было прослушать даже на коммутаторе оператора связи. Заметим, что подслушать NMT и AMPS прямо из эфира очень легко; в стандарте GSM связь шифруется в эфире, но на коммутаторе прослушивание возможно.

Использовался и стандарт «Волемот». Например, в Самарской области сеть «Волемот», с базовыми станциями в райцентрах, появилась (в качестве развития «Алтая») в 1994 году; группа, которая ее эксплуатировала, позже стала известна как СМАРТС. А в конце 1990-х многие существующие сети «Алтай» были модернизированы и переведены либо на «Волемот», либо (как, например, в Москве) на импортное оборудование.

Не дождетесь!

Сети «Волемот» и «Алтай» до сих пор существуют во многих городах России. Правда, «Алтай» обычно модернизируют — отечественным или импортным оборудованием, — но при этом связь все равно предлагается под привычной маркой. Обычно эти сети известны как «транковые» (или «транкинговые»).

Их основное позиционирование — профессиональная связь для различных служб, от такси до «скорой помощи». В подобных случаях, несмотря на улучшение и удешевление сотовой связи, транк по-прежнему остается выгодным и удобным.

Кроме того, в некоторых регионах и в некоторые периоды — в середине 1990-х, а потом в 1999-2001 годах — коммерсанты и обычные граждане так же активно приобретали «Алтаи» и «Волемоты».

В середине 1990-х мобильная связь стала уже привычной, но далеко не все могли позволить себе «сотовики», да и работали они в те времена не слишком хорошо; поэтому многие коммерческие фирмы оснащали свои автомобили «Волемотами», а иногда их покупали и в качестве домашних телефонов. Но к концу 1990-х годов обычные мобильники, в первую очередь GSM, стали несколько более надежными и, главное, весьма модными; телефон должен был быть на поясе, а не в автомобиле. Поэтому многие отказывались от прежних «Алтаев» и «Волемотов» в пользу новеньких маленьких трубок.

История повторилась на рубеже веков. После кризиса 1998 года цены на средства связи стали активно снижаться, и покупка мобильного телефона оказалась реальной для не слишком богатых людей. Но все же разговоры были по-прежнему дорогими. Между тем транковые сети были модернизированы; появились даже импортные носимые трубки (пусть и более громоздкие, чем сотовые). Во многих регионах «Алтай» стал предлагать безлимитные тарифы, о которых сотовые операторы пока что не задумывались, — и клиенты это оценили. Правда, после 2002 года, когда «большая тройка» операторов GSM стала активно охватывать регионы, сотовая связь значительно улучшилась и подешевела; некоторые из бережливых клиентов «Алтая» приобрели себе обычные трубки.

Тем не менее «Алтай» жив и поныне: в некоторых городах к сети «Алтай» или «Волемот» вполне можно подключиться, и есть районы, в которых такая связь работает наиболее стабильно.

Так, генеральный директор компании «Самарская Транкинговая Сеть» Виктор Николаевич Пименов рассказал нам, что сеть «Волемот» в Самарской области активно развивается и подключает новых клиентов. Причем в основном используется новое отечественное оборудование — такое как коммутаторы «Леско» (Москва) и радиостанции «Сигнал-405» (Новосибирск). «Безлимитка» в самарском «Волемоте» стоит всего 300 рублей, поэтому многие приобретают отечественные стационарные мобильники в качестве домашних телефонов, особенно в сельской местности и дачных поселках.

Среди транкинговых операторов обсуждается вопрос перехода на цифровой транкинг международного стандарта TETRA. Но у проверенных временем разработок отечественных инженеров остаются немалые преимущества — например, цифровая связь менее «дальнобойна», — поэтому они все еще трудятся на благо абонентов, хотя и немногочисленных (по сравнению с сотовыми сетями).

А ведь «Алтай» и «Волемот» могли бы развиться в полноценные массовые сотовые сети и быть основными в стране! Но... история не знает сослагательного наклонения, что, впрочем, не мешает нам познавать ее многочисленные повороты и перипетии.

Кроме того, учась на ошибках прошлого, можно постараться их хотя бы не повторять, верно?

Благодарим Владимира Михайловича Кузьмина, одного из ведущих разработчиков системы «Алтай-3М», Главного Конструктора ВНИИС, лауреата Государственной Премии, за предоставленную информацию, послужившую основой статьи.

Примерно тоже самое можно сказать и о компьютерах и даже об интернет, как централизованной сети обработки и передачи больших массивов данных телеметрии. СССР был если и не во главе мирового технологического и научного и технологического уклада по всем позициям, то уверено занимал законное место в тройке мировых лидеров НТР того времени:США, Германии, Японии. Номенклатура тормозила развитие как могла, опасаясь за своё правовое положение и, собственно, и преуспела на этой ниве. Отечественные разработки, учёные и инженеры трудятся на западные компании, а детки номенклатуры торгуют ресурсами и занимают топы Форбс, спонсируя монархические игрища перевербованных агентов.

Советские люди всегда гордились своей страной. Такое понятие, как патриотизм было не пустым словом для них. Но после развала СССР практически любой житель страны был уверен, что мобильная связь и связанные с ней технологии пришли из-за границы: Японии, Европы, США и даже из Китая. Мало кто знал, что именно Россия является первооткрывателем в области мобильной и сотовой связи. В СССР была создана и работала первая в мире автоматическая мобильная связь. И если бы не полная оторванность от нужд народа руководства Советского Союза, то еще бы в советское время граждане страны имели бы мобильные телефоны отечественного производства.

Ранняя мобильная связь развивалась в США и Европе медленно, преодолевая большие технические и финансовые сложности. Первые аппараты мобильной связи, опробованные в конце 40-х годов, были настолько громоздкими, что еле помещались в багажнике автомобиля. Для того, чтобы позвонить посредством такого устройства, требовался свободный радиоканал и оператор, обслуживающий эту сеть.

Компактные радиостанции появились в СССР также в 40-е годы, а за время войны, советские конструкторы значительно улучшили имеющиеся модели, что позволяло без труда размещать оборудование "радиотелефона" в багажниках служебных автомашин правительственных чиновников. Связь обеспечивалась за счет выделенной радиочастоты и работой диспетчерских пультов. Вести разговор по такому телефону было достаточно сложно: разговор мог вести один из абонентов, другой только слушал. В связи с этим, разговор всегда длился долго и вызывал массу сложностей.

Но, советские конструкторы сумели сделать такой телефон, который был практически аналогом начальственного аппарата на рабочем столе. Подобных конструкций за рубежом еще не было.

Самый первый мобильный телефон был создан в НИИ Связи города Воронежа в 1958 году. Работе было присвоено кодовое название "Алтай". Воронежские конструкторы создали абонентские (телефоны) и базовые станции (оборудование, обеспечивающее устойчивую связь между абонентами). Антенные системы для мобильной связи разрабатывались в московском НИИ, над другими составляющими системы трудились ленинградские, белорусские и молдавские специалисты. В результате был создан уникальный инновационный продукт - автоматическая мобильная связь "Алтай". Это была полноценная телефонная связь, работающая как обычный телефон. Новшеством было то, что система сама находила свободный радиоканал, устанавливала связь, передавала набираемый телефонный номер и гарантированно связывала абонентов. Даже внешний дизайн телефона в автомобиле был изменен - вместо наборного диска были кнопки. Чиновная аристократия была в восторге от автомобильных телефонов.

Но все-же "Алтай" не был полноценной сотовой системой: одна базовая станция была в состоянии обслуживать один город с пригородами и имела только 16 радиоканалов. Антенна, установленная на самой высокой точке местности, могла обеспечивать связь только на десятки километров вокруг.

Американский опытный образец подобного мобильного телефона был запущен через год после ввода в эксплуатацию советской мобильной системы. А его коммерческая эксплуатация началась в 1969 году.

В России система "Алтай" к 1970 году функционировала в тридцати городах! Советские партийные и хозяйственные руководители использовали в своей работе телефоны, размещенные прямо в служебных автомобилях. Обоснованно можно считать, что в это время СССР был лидером в разработке мобильной связи. Но советские конструкторы не "почивали на лаврах" - они продолжали усовершенствовать систему "Алтай". Выделялись новые радиоканалы в большем диапазоне, что позволяло обслуживать большое количество абонентов. За счет применения микросхем, абонентские станции становились меньше в размере - их можно было переносить в небольшом чемодане. Московская базовая станция системы "Алтай", размещенная в помещениях останкинской телебашни, показала себя с лучшей стороны при обслуживании Олимпиады-80.

Но в процессе эксплуатации выявились и недостатки системы. Например, качество связи очень зависело от места размещения автомобиля с аппаратом мобильной связи. Поэтому конструкторы разработали схему размещения базовых станций с учетом перекрытия соседних территорий. И хотя советские инженеры были готовы выполнить разработанный проект, но приказа о выполнении от руководства страны не поступило.

Система "Алтай" хорошо соответствовала существующей начальственной иерархии: руководитель имел возможность одновременно говорить с несколькими подчиненными (сейчас этот способ называют конференцсвязью). У каждого начальника были свои права и возможности работы, как абонента мобильной сети. Одни могли позвонить в любую точку мира, другие только на телефоны конкретного города, определенной организации или конкретному абоненту. Но большинству граждан страны не доступно было пользоваться мобильной связью. Руководство страны не спешило делиться с народом таким предметом роскоши, как мобильный телефон.

Конструкторы и инженеры были готовы к работе над оборудованием системы связи нового поколения. Они даже дали название этой системе "Волемот" (сокращенное название городов, где были коллективы разработчиков - Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь). Новая система предусматривала размещение большого количества базовых станций. Переключение с одной станции на другую проходило во время движения мгновенно и незаметно для абонента. Эта функция позволяла считать "Волемот" уже полновесной системой сотовой связи.

Но руководство страны посчитало, что доступ народа к сотовой связи создает угрозу "государственной безопасности" (хотя без шифрования сигнала его можно было легко прослушать). Финансирование проекта было приостановлено на неопределенный срок. На Западе в это время сотовая связь получила популярность. К 1980 году лидерство СССР в разработке нового поколения мобильной связи было безвозвратно утеряно.

В 1991-1992 годах в Ленинграде и Москве появились первые операторы сотовой связи стандарта NMT-450. Цены на эту услугу были очень высокими, а зона покрытия ограниченной. И хотя многим гражданам было не по карману оплатить мобильную связь, доступ к этому виду связи был открыт для всех.

Нашлось место и для систем "Алтай" и "Волемот". Их использовали, когда нужна была надежная и недорогая мобильная связь с большой зоной покрытия. Эти системы допускали возможность подключения специального устройства, которое шифровало разговор и его, практически, нельзя было прослушать. До сих пор сети "Алтай" и "Волемот" используются во многих городах и населенных пунктах России. Обычно их называют "транковые". Они достойно несут службу в различных профессиональных направлениях: от такси до экстренной медицинской помощи.

К концу 90-х годов обычные мобильники (стандарта GSM) стали более надежными, а главное миниатюрными. И это оказалось решающим фактором, приведшим к отказу пользователей от "Волемотов" и "Алтаев" в пользу маленьких трубок. Несмотря на это, в некоторых отдаленных районах России можно подключиться к сети "Алтай" или "Волемот", которые работают достаточно стабильно.

Использованы материалы:
http://maxpark.com/community/4057/content/1809324
http://www.izmerov.narod.ru/okno/index.html
http://www.livejournal.ru/themes/id/13773

Советские люди всегда гордились своей страной. Такое понятие, как патриотизм было не пустым словом для них. Но после развала СССР практически любой житель страны был уверен, что мобильная связь и связанные с ней технологии пришли из-за границы: Японии, Европы, США и даже из Китая. Мало кто знал, что именно Россия является первооткрывателем в области мобильной и сотовой связи. В СССР была создана и работала первая в мире автоматическая мобильная связь. И если бы не полная оторванность от нужд народа руководства Советского Союза, то еще бы в советское время граждане страны имели бы мобильные телефоны отечественного производства.

Ранняя мобильная связь развивалась в США и Европе медленно, преодолевая большие технические и финансовые сложности. Первые аппараты мобильной связи, опробованные в конце 40-х годов, были настолько громоздкими, что еле помещались в багажнике автомобиля. Для того, чтобы позвонить посредством такого устройства, требовался свободный радиоканал и оператор, обслуживающий эту сеть.

Компактные радиостанции появились в СССР также в 40-е годы, а за время войны, советские конструкторы значительно улучшили имеющиеся модели, что позволяло без труда размещать оборудование "радиотелефона" в багажниках служебных автомашин правительственных чиновников. Связь обеспечивалась за счет выделенной радиочастоты и работой диспетчерских пультов. Вести разговор по такому телефону было достаточно сложно: разговор мог вести один из абонентов, другой только слушал. В связи с этим, разговор всегда длился долго и вызывал массу сложностей.

Но, советские конструкторы сумели сделать такой телефон, который был практически аналогом начальственного аппарата на рабочем столе. Подобных конструкций за рубежом еще не было.


Самый первый мобильный телефон был создан в НИИ Связи города Воронежа в 1958 году. Работе было присвоено кодовое название "Алтай". Воронежские конструкторы создали абонентские (телефоны) и базовые станции (оборудование, обеспечивающее устойчивую связь между абонентами). Антенные системы для мобильной связи разрабатывались в московском НИИ, над другими составляющими системы трудились ленинградские, белорусские и молдавские специалисты. В результате был создан уникальный инновационный продукт - автоматическая мобильная связь "Алтай". Это была полноценная телефонная связь, работающая как обычный телефон. Новшеством было то, что система сама находила свободный радиоканал, устанавливала связь, передавала набираемый телефонный номер и гарантированно связывала абонентов. Даже внешний дизайн телефона в автомобиле был изменен - вместо наборного диска были кнопки. Чиновная аристократия была в восторге от автомобильных телефонов.

Но все-же "Алтай" не был полноценной сотовой системой: одна базовая станция была в состоянии обслуживать один город с пригородами и имела только 16 радиоканалов. Антенна, установленная на самой высокой точке местности, могла обеспечивать связь только на десятки километров вокруг.

Американский опытный образец подобного мобильного телефона был запущен через год после ввода в эксплуатацию советской мобильной системы. А его коммерческая эксплуатация началась в 1969 году.

В России система "Алтай" к 1970 году функционировала в тридцати городах! Советские партийные и хозяйственные руководители использовали в своей работе телефоны, размещенные прямо в служебных автомобилях. Обоснованно можно считать, что в это время СССР был лидером в разработке мобильной связи. Но советские конструкторы не "почивали на лаврах" - они продолжали усовершенствовать систему "Алтай". Выделялись новые радиоканалы в большем диапазоне, что позволяло обслуживать большое количество абонентов. За счет применения микросхем, абонентские станции становились меньше в размере - их можно было переносить в небольшом чемодане. Московская базовая станция системы "Алтай", размещенная в помещениях останкинской телебашни, показала себя с лучшей стороны при обслуживании Олимпиады-80.


Но в процессе эксплуатации выявились и недостатки системы. Например, качество связи очень зависело от места размещения автомобиля с аппаратом мобильной связи. Поэтому конструкторы разработали схему размещения базовых станций с учетом перекрытия соседних территорий. И хотя советские инженеры были готовы выполнить разработанный проект, но приказа о выполнении от руководства страны не поступило.

Система "Алтай" хорошо соответствовала существующей начальственной иерархии: руководитель имел возможность одновременно говорить с несколькими подчиненными (сейчас этот способ называют конференцсвязью). У каждого начальника были свои права и возможности работы, как абонента мобильной сети. Одни могли позвонить в любую точку мира, другие только на телефоны конкретного города, определенной организации или конкретному абоненту. Но большинству граждан страны не доступно было пользоваться мобильной связью. Руководство страны не спешило делиться с народом таким предметом роскоши, как мобильный телефон.

Конструкторы и инженеры были готовы к работе над оборудованием системы связи нового поколения. Они даже дали название этой системе "Волемот" (сокращенное название городов, где были коллективы разработчиков - Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь). Новая система предусматривала размещение большого количества базовых станций. Переключение с одной станции на другую проходило во время движения мгновенно и незаметно для абонента. Эта функция позволяла считать "Волемот" уже полновесной системой сотовой связи.

Но руководство страны посчитало, что доступ народа к сотовой связи создает угрозу "государственной безопасности" (хотя без шифрования сигнала его можно было легко прослушать). Финансирование проекта было приостановлено на неопределенный срок. На Западе в это время сотовая связь получила популярность. К 1980 году лидерство СССР в разработке нового поколения мобильной связи было безвозвратно утеряно.


В 1991-1992 годах в Ленинграде и Москве появились первые операторы сотовой связи стандарта NMT-450. Цены на эту услугу были очень высокими, а зона покрытия ограниченной. И хотя многим гражданам было не по карману оплатить мобильную связь, доступ к этому виду связи был открыт для всех.

Нашлось место и для систем "Алтай" и "Волемот". Их использовали, когда нужна была надежная и недорогая мобильная связь с большой зоной покрытия. Эти системы допускали возможность подключения специального устройства, которое шифровало разговор и его, практически, нельзя было прослушать. До сих пор сети "Алтай" и "Волемот" используются во многих городах и населенных пунктах России. Обычно их называют "транковые". Они достойно несут службу в различных профессиональных направлениях: от такси до экстренной медицинской помощи.

К концу 90-х годов обычные мобильники (стандарта GSM) стали более надежными, а главное миниатюрными. И это оказалось решающим фактором, приведшим к отказу пользователей от "Волемотов" и "Алтаев" в пользу маленьких трубок. Несмотря на это, в некоторых отдаленных районах России можно подключиться к сети "Алтай" или "Волемот", которые работают достаточно стабильно.

Использованы материалы:
http://maxpark.com/community/4057/content/1809324
http://www.izmerov.narod.ru/okno/index.html
http://www.livejournal.ru/themes/id/13773