Как создавать скрипты. Пишем программы (скрипты) в Блокноте Windows. Создание bat-файла в MS-DOS

Современный интернет немыслим без скриптов. Учимся писать на JavaScript.

Если бы для интернета писали Библию, она начиналась бы так:

Сначала была почта. И увидели инженеры, что это хорошо. И создали они WWW с гиперссылками. И увидели инженеры, что это тоже хорошо. И создали они тогда язык JavaScript для оживления страничек.

Примерно так происходило в реальности. JavaScript придумали, чтобы «оживить» HTML . Скрипты JavaScript пишутся непосредственно в текст HTML или хранятся в отдельных файлах, как и стили CSS . Они выполняются сразу после загрузки страницы в браузер.

Даже сам язык в первое время назывался LiveScript . Потом его переименовали в JavaScript , потому что планировали как-то увязать с языком общего назначения Java. Но сейчас у них нет практически ничего общего, а JavaScript - совершенно независимый язык программирования со своей четкой спецификацией ECMAScript .

Формально JavaScript является торговой маркой Oracle, а этот язык - «расширение» ECMAScript, наряду с JScript от Microsoft и ActionScript, но это скорее заморочки владельцев торговых марок. Главное, что свободный ECMAScript никому не принадлежит.

Со временем сфера влияния JavaScript значительно расширилась. Его начали использовать не только для скриптов на странице HTML , но и для серьезных больших веб-приложений и целых программ, которые работают в браузере. Есть инструменты, чтобы специальным образом «упаковать» эти программы и выполнять их отдельно от браузера. Это компиляторы и интерпретаторы, которые более подробно рассматриваются на обучающих курсах « » и « ».

Приложения JavaScript выполняются в любой среде, где есть соответствующий интерпретатор.

Нас пока интересуют только браузеры и HTML-странички.

Как сделать JavaScript ? Написать элементарный скрипт не сложнее, чем простую HTML -страничку, ведь скрипты JavaScript пишутся обычным текстом, то есть их можно создавать буквально в том же «Блокноте», сохраняя потом в отдельных файлах или вставляя в тело HTML -документа. Самые простые вещи на JavaScript делаются действительно просто.

Как написать JavaScript

Для примера сделаем простой скрипт для выполнения сервером сценариев Windows. Этот скрипт можно написать прямо в «Блокноте» и выполнить без браузера.

WScript. echo ("Привет, Skillbox! ")

Пишем этот текст в «Блокноте» , затем сохраняем файл под именем skillbox.js и запускаем в «Проводнике» Windows.

Аналогичный скрипт можно записать прямо в коде страницы HTML между тегами и . Там уже можно использовать обычные методы JavaScript, а не метод echo специфического объекта WScript . Рассмотрим некоторые из стандартных методов для ввода и вывода данных в браузере.

alert()

Метод alert() отображает окошко с кнопкой «OK». В окне выводится сообщение, которое указано в скобках. Например, «Привет, Skillbox!» . То есть в данном случае браузер делает ровно то же самое, что перед этим делал сервер сценариев Windows .

Эти примеры тоже можно писать в «Блокноте», только сохранять в файлах с расширением HTML . Например, skillbox.htm .



alert ("Привет, Skillbox ")

Результат:

В качестве аргумента alert() можно указать не только конкретный текст, но и результат каких-либо вычислений или обработки других данных. Например, alert(x) , где x вычисляется отдельно.

confirm()

Метод confirm() выводит такое же окно с сообщением, но уже с двумя кнопками - «ОК» и «Отмена». В зависимости от того, какую кнопку щелкнет пользователь, метод возвращает либо значение true , либо false . Сервер получает это возвращаемое значение от пользователя и выполняет какое-то действие, в зависимости от ответа.

Синтаксис такой же, только здесь логически предполагается выбор, так что пользователю задают вопрос.



confirm ("Привет, Skillbox ")

Результат:

prompt()

Метод prompt() выводит диалоговое окно с сообщением и текстовым полем, куда пользователь вводит данные. Здесь тоже предусмотрены две кнопки «ОК» и «Отмена». По нажатию первой кнопки метод возвращает на сервер введенный текст, а по нажатию второй кнопки возвращает логическое значение false .

Синтаксис здесь такой:

prompt (сообщение, значение_поля_ввода_данных )

Значение поля ввода необязательно. Туда можно вписать текст, который изначально введен в поле для удобства пользователя.



prompt ("Передай привет Skillbox ", "Привет ")

Результат:

Возможности современного JavaScript выходят далеко за рамки примитивного ввода-вывода данных через формы. Эти методы мы привели только в качестве самых простых примеров. Кроме этого, JavaScript позволяет реагировать на действия пользователя. Например, на движения мышкой или нажатие определенных клавиш. JavaScript часто используется для обеспечения асинхронной работы (Технология AJAX ), когда информация на странице обновляется без ее перезагрузки. В этом режиме данные отправляются на сервер и загружаются оттуда в интерактивном режиме. Кроме того, JavaScript способен манипулировать с HTML -элементами на странице (создавать и прятать теги и т.д.) и делать многое другое.

Полезные инструменты Консоль разработчика

Во всех популярных браузерах есть специальная консоль разработчика. Она показывает код скриптов на странице, а также выводит другую полезную информацию. В Chrome, Firefox и IE консоль разработчика открывается по нажатию горячей клавиши F12 , в Safari - Ctrl+Shift+I или Ctrl+Alt+C. На скриншоте скрипты отображаются справа вверху, вместе с другими элементами веб-страницы.

Консоль разработчика в Chrome.

Редакторы кода

В дальнейшем для удобного программирования понадобится установить редактор кода или IDE (Integrated Development Environment), интегрированную среду разработки. IDE - это редактор с расширенной функциональностью, который интегрирован с другими полезными инструментами, поддерживает подключение дополнительных модулей и так далее.

(учебный курс для начинающих)

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель курса: это научится писать скрипты в Интернете для самых различных прикладных задач и обучения. Скрипт (сценарий, диалог) - это своего рода тренажер в котором можно проследить:
- какие данные поступают с возможностью их изменения,
- какие параметры вычисляются,
- взаимосвязь входных и выходных параметров по характеру выводимых графиков,
- расчленить задачу на ее составляющие с построением гиперсечений,
- зайдя в коды скрипта, прочитать математический код задачи,
- благодаря объектно-ориентированному принципу программирования (методов) привлечь для работы в скрипте другие программы,
- организовать работу скриптов с базами данных и номограммами,
- организовать выход из скрипта в другие мощные прикладные системы (например, систему "Вектор"), где более профессионально решить задачу и, если надо, вернуться на новом качественном уровне.

То, чем сказано выше подкрепляется результатами проделанной работы на страницах сайта:
150 скриптов , Ноу-Нау , изучением учебных дисциплин с тест-картами контроля и обучения.

Задача настоящего курса - это с помощью разных методик: пассивных (для ленивых, занятых), активных, творческих - научиться писать скрипты.

Начальное обучение:
- чтение (знакомство) со справочной (help) информацией,
- простая механическая "набивка" тестов (листингов) скриптов - такая форма освоения написания скриптов полезна и ее не следует избегать.
- отладка набранных текстов скриптов - здесь уже придется проявить терпение, настойчивость и пытливость к тому, чтобы скрипт у вас "заработал".
- анализ действующих скриптов - в тест-картах обучения и контроля: с помощью вопросов сделать анализ - что делает скрипт.
- написание скрипта не механически, а по поставленной задаче,
- и наконец, написание личного скрипта или скриптов, - это уже будет высший пилотаж и, если вы это сделали, то можете скрипт смело подавать на конкурс.

С чего начинать писать скрипты?

Во-первых, разберемся, что такое вообще скрипт?
Скрипт - это сценарий (диалог, макрокоманда) .

Сценарий включает всё: и задание входных и выходных параметров, выполнения действия (диалог), просмотр информации в цифровом и графическом видах, звуковое и видео-сопровождение, объединенные одним словом – в мультимедиа и т.д.

Как создавать скрипты?

Существует множество программ, с помощью которых можно писать скрипты, причем они с одним общим свойством - они пишутся для Интернета. Работа же с Интернетом (просмотр Web-страниц и т.д) осуществляется броузером - программой, пригодной для просмотра HTML-файлов. Таких программ много, но самая распространенная Microsoft Internet Explorer - она стоит на каждом компьютере и поэтому о других начинающему знать не надо. Другое важное свойство броузеров, что они могут не только просмотреть HTML-файлы, но и производить их отладку, причем не в Интернете, а локально за компьютером, не подключенном к Интернет.

Самая простая страница (считай самый простой скрипт) создается помощью система HTML, которая есть не что иное, как основанная на тексте, кодовая система, используемая для того, чтобы сообщить броузеру (в нашем случае Internet Explorer) каким образом следует отображать информацию. Есть много готовых систем, позволяющих создавать HTML-файлы, в которые пользователю, в принципе, не надо и влезать. Однако, чтобы работать с JavaSсript - где без написание сценариев уже не обойтись - умение работать с текстом, созданием таблиц, размещением в них других таблиц, входных и выходных переменных, формирование кнопок "Выполнить", "Изобразить" и т.д. - знание элементарных кодов HTML и элементарное умение работать с ними необходимо. При изучение для этого, в принципе, достаточно одного урока – потом используйте Help .

Однако для написания же полноценных скриптов, требуется что-то еще.
И этим «что-то» еще является полноценная программа написания скриптов JavaScript , без которой невозможно создать скрипт (считай- и Web-страницу). Здесь уже необходимы знаниям и умения по всей программе. Написано огромное множество скриптов, к сожалению все они для Web -страниц в чистом виде, и почти нет для инженерных, художественно-творческих и тем более бытовых.
Правда, готовые скрипты можно использовать и в качестве шаблонов, или какой-то части вашего скрипта, но все это требует корректировки, на которую уйдет больше времени, чем на написание нового скрипта.
Изучение JavaSript является не сложным делом и даже начинающие программисты смогут объединить вместе несколько сценариев, способных поразить не только друзей, но и вас самих.

Графика

Можно было бы не ставить вопрос о том, как научиться писать скрипты. В Интернете
и на прилавках магазинов представлено огромное количество книг, пособий и программ, CD-дисков - если бы не их слабое место - там нет (или почти нет) возможности работать с векторной графикой!
Причина в том, что векторная графика с одной стороны еще не под силу Интернету, а с другой - прикладные программы с векторной графикой ориентированы на профессиональные задачи проектирования и изготовления, еще не решают задачи, которые ставит Интернет и, в частности, скрипт-программирования.
Продолжение следует…

Многие начинающие веб-программисты знакомятся с языком посредством книг. Книга бесспорно очень важна и нужна, но в ней приводятся примеры (для начинающих), которые по своей сути не являются правильными с точки зрения устойчивости и переносимости скрипта. Под устойчивостью понимается возможность возникновения ошибок различного вида, под переносимостью – тоже самое, но при переносе скрипта с домашней локальной машины на сервер хостнг-провайдера.

Ниже я бы хотел сразу показать начинающим веб-разработчикам как надо учиться сразу писать скрипты, чтобы затем не испытывать лишних проблем и не «ловить» непонятно откуда вылезающие ошибки.

Сразу скажу, что я сам с этим столкнулся, так что все это прошло через мои мучения….

Рассматривать я буду следующие моменты:


2. Где зарыта «@»?
3. register_globals = Off и никак иначе.
4. Основные аспекты синтаксиса. Литерал ор нот литерал…

1. Настройка PHP для локальной машины и на сервере.

Почему я именно с этой главы начинаю. Дело в том, что многие на локальной машине сразу отключают показ всех ошибок. Это – НЕ правильно. Вместо того чтобы тупо смотреть в монитор и искать, где, как окажется, не хватает точки с запятой, можно по ошибке, выдаваемой PHP сразу понять, в чем дело.

Но сначала хочу сделать небольшое лирическое отступление по части того, как настраивать PHP, как Apache modul или fast-CGI.
Самый оптимальный вариант – настраивать, как модуль веб-сервера. Для этого в конфигурационном файле httpd.conf веб-сервера Apache пишем следующие строчки:

LoadModule php4_module D:/bin/php/sapi/php4apache2.dll AddType application/x-httpd-php .php .phtml .php4 .php

Отличие от FastCGI – следующие. Первое. При FastCGI php.ini будет подгружаться в память веб-сервера приблизительно каждый второй раз при запуске скрипта, при установке, как модуля Apache загрузка конфигурации PHP будет осуществляться только при загрузке или рестарте веб-севрера, само собой быстродействие и нагрузка на сервер будет меньше. Помимо этого, при установке как fastCGI недоступны определенные функции. Начинающему программисту они не понадобятся., но при разработке крупного Интернет-приложения вы можете столкнуться с проблемами. А проблемы лучше предотвращать.

Теперь перейдем к конфигурации самого PHP. В конфигурационном файле php.ini в обязательном порядке устанавливаем следующие директивы с ниже написанными значениями:

error_reporting = E_ALL display_errors = On display_startup_errors = On

Писать или не писать ошибки в лог файлы – это уже на ваше усмотрение.
На сервере в хостиг-компании, обязательно, выключайте все эти директивы в целях безопасности, дабы потенциальный злоумышленник не мог узнать пути, где лежат ваши скрипты. Но по хорошему, когда вы уже публикуете свой скрипт в глобальной сети, он не должен выдавать никаких ошибок.
Помимо этого

short_open_tag = Off Для того, чтобы нельзя было использовать