Первые языки программирования были созданы во время. Первый язык программирования высокого уровня — Планкалкюль. Эпоха новой формации

Каспера Бейера «A Brief Totally Accurate History Of Programming Languages».

1800

Жозеф Мари Жаккар учит ткацкий станок читать перфокарты и таким образом создает первое многопоточное устройство обработки данных. Его изобретение было воспринято в штыки ткачами шелка, которые предвидели рождение Skynet.

1842

Ада Лавлейс заскучала, занимаясь своими благородными занятиями. Она набросала в записной книжке то, что позже станет известно как первая опубликованная компьютерная программа. Единственное неудобство было в том, что компьютер тогда еще не изобрели.

1936

Алан Тьюринг изобретает всё, но это не оправдывает его в глазах британского суда, который приговаривает его к химической кастрации.

Позже королева его помиловала, но он, к сожалению, был уже давно мертв к тому времени.

1957

Джон Бэкус создает FORTRAN, первый язык, который использовали настоящие программисты.

1959

Грейс Хоппер изобретает первый язык программирования, ориентированный на промышленное производство, и называет его “общий бизнес-ориентированный язык” (“common business-oriented language”), кратко - COBOL.

1964

Джон Джордж Кемени и Томас Курц решили, что программирование - слишком сложное занятие, а потому нужно вернуться к основам. Они называют свой язык программирования BASIC.

1970

Никлаус Вирт разрабатывает Pascal. Это один из нескольких языков, в создании которых принял участи е Вирт: ему нравилось создавать языки.

Он также сформулировал Закон Вирта , делающий бессмысленным закон Мура , поскольку разработчики будут п и сать такие раздутые программы, что за ними даже мейнфреймы не угонятся. Позже это будет доказано путем изобретения Electron.js.

1972

Деннису Ритчи стало скучно на работе в Bell Labs и он решил создать С с его фигурными скобками, и этот проект получил огромный успех. Впоследствии он добавил ошибки сегментации и другие дружественные к разработчику возможности для повышения производительности.

Поскольку у него еще оставалось пару часов, он со своими приятелями в Bell Labs решил создать пример программы для демонстрации языка С. Так они создали операционную систему под названием Unix.

1980

Алан Кёртис Кэй изобретает объектно-ориентированное программирование и называет его Smalltalk. В Smalltalk все является объектом, даже объект это объект.

1987

Ларри Уолл со своим опытом работы в религиозной сфере становится проповедником, а сво е й доктриной делает Perl.

1983

Жан Давид Ишбиа заметил, что программа Ады Лавлейс никогда так и не запускалась, и решил создать язык и назвать его в ее честь (Ada). Но язык тоже не запускается.

1986

Брэд Кокс и Том Лав решили сделать нечитаемую версию С, основанную на Smalltalk. Они назвали ее Objective-C, но никто не в силах понять ее синтаксис.

1983

Бьёрн Страуструп отправляется назад в будущее и замечает, что язык С требует слишком мало времени для компиляции. Он добавляет к языку каждую фичу, какую только может придумать, и называет его С++.

Программисты по всему миру соглашаются с этим, поскольку у них появляется гениальное оправдание для просмотра видео с котиками и чтения xkcd на работе.

1991

Гвидо ван Россуму не нравятся фигурные скобки, поэтому он изобретает . При выборе синтаксиса языка автор вдохновлялся Монти Пайтоном и его летающим цирком.

1993

Роберту Иерузалимски с друзьями решили, что им нужен локальный, бразильский язык сценариев. В о время локализации была сделана ошибка, которая заставила индексы начинать отсчет с 1 вместо 0. Язык назвал и Lua.

1994

Расмус Лердорф создает движок шаблонов для собственных CGI-сценариев своей домашней страницы и выпускает его дот-файлы в интернет.

Мир решает повсеместно использовать эти дот-файлы, а Расмус в неистовстве добавляет в них некоторые дополнительные привязки к базам данных и называет результат РНР.

1995

Юкихиро Мацумото был не слишком счастлив и заметил, что другие программисты тоже несчастны. Он создает Ruby, чтобы сделать их счастливыми. После создания Ruby “Мац” счастлив, сообщество Ruby счастливо, все счастливы.

1995

Брендан Эйх берет выходной, чтобы разработать язык, с помощью которого будет управляться каждый веб-браузер в мире и в конечном итоге Skynet. Сначала он пошел в Netscape и сказал, что язык называется LiveScript, но за время ревью кода приобрела популярность Java, поэтому было решено использовать фигурные скобки и переименовать язык в JavaScript.

Оказалось, что Java это торговая марка, что могло привести к проблемам, поэтому JavaScript позже был переименован в , но его все равно называют по-старому.

1996

Джеймс Гослинг изобретает Java, первый по-настоящему слишком многословный объектно-ориентированный язык программирования, где шаблоны проектирования превалируют над прагматизмом.

2001

Андерс Хейлсберг заново изобретает Java и называет этот язык C#, потому что программирование на C кажется более крутым, чем на Java. Новая версия Java всем нравится, поскольку совершенно не похожа на Java.

2005

Давид Хейнемейер Ханссон создает веб-фреймворк, позже названный Ruby on Rails. Люди забывают, что это были две разные вещи.

2006

Джон Резиг пишет вспомогательную библиотеку для JavaScript. Все считают, что это язык, и делают себе карьеру на копипасте кода jQuery из интернета.

2009

Кен Томпсон и Роб Пайк решают создать язык, похожий на С, но более «товарный», с большим количеством инструментов для обеспечения безопасности и с Гоферами (Гофер - грызун, персонаж историй про Винни-Пуха, — прим. перев.) в качестве талисманов.

Они называют этот язык Go, решают сделать его код открытым и начинают продавать брендовые наколенники и шлемы с Гофером.

2010

Грэйдон Хор тоже хочет создать язык, подобный С. Он называет его Rust. Все требуют, чтобы каждый кусочек их программ немедленно переписывался на Rust. Грэйдону хочется чего-то более блестящего и он начинает работать над Swift для Apple.

2012

Андерс Хейлсберг хочет писать С# в веб-браузерах. Он создает TypeScript, который по сути является JavaScript с большим количеством Java.

2013

Джереми Ашкенас хочет быть таким же счастливым, как Ruby-разработчики, поэтому создает CoffeeScript, который транслируется в JavaScript, но выглядит скорее как Ruby. Джереми так и не стал таким же по-настоящему счастливым, как Матц и Ruby-разработчики.

2014

Крис Латнер создает Swift, главная цель которого – не быть Objective-C. В конечном итоге этот язык напоминает Java.

Первым реализованным языком компьютерного программирования высокого уровня является Фортран (FORmula TRANslator). Он был создан группой программистов корпорации IBM в период с 1954 по 1957 год. Спустя несколько лет после его создания начались коммерческие продажи Фортрана – до этого осуществлялось либо с помощью машинных кодов, либо символических ассемблеров.

В первую очередь, Фортран получил широкое распространение в научной и инженерной среде, где на нем проводили вычисления.

Одним из основных преимуществ сегодняшнего Фортрана является огромное количество программ и подпрограммных библиотек, написанных на нем. В тысячах пакетов данного языка можно отыскать пакеты для решения сложнейших интегральных уравнений, перемножения матриц и так далее. Данные пакеты создавались в течение многих десятилетий - они не утратили своей актуальности и по сей день. Большинство их библиотек отличаются хорошей документацией, отлаженностью и высокой эффективностью, однако их фортран-код постоянно пытаются автоматически конвертировать в современные программные .

История внедрения Фортрана

После разработки эффективного альтернативного языка под названием Фортран компьютерное сообщество скептически отнеслось к новинке. Мало кто верил в то, что с помощью Фортрана программирование станет эффективнее и быстрее. Впрочем, со временем ученые оценили возможности языка и начали активно использовать его для написания интенсивных программных вычислений. Особенно Фортран подошел для технических приложений, в чем ему очень помогло комплексное собирание всех типов данных.

Современный Фортран дополнили возможностями, позволяющими эффективно применять новые программные технологии и программировать вычислительные архитектуры.

После сногсшибательной успешности Фортрана европейские компании начали опасаться, что IBM начнет лидировать в компьютерной отрасли. Американские и немецкие сообщества создали свои комитеты по разработке универсального программного языка, однако впоследствии они соединились в один комитет. Его специалисты разработали новый язык и назвали его International Algorithmic Language (IAL), но поскольку общеупотребительным названием новинки быстро стал Алгол (ALGOrithmic Language), официальное название IAL комитету пришлось сменить именно на Алгол.

В пятидесятые годы двадцатого века с появлением компьютеров на электронных лампах началось бурное развитие языков программирования. Компьютеры, стоившие в то время значительно дороже, чем разработка любой программы, требовали высокоэффективного кода. Такой код разрабатывался вручную на языке Ассемблер . В середине 50-х годов под руководством Джона Бэкуса для фирмы IBM был разработан алгоритмический язык программирования FORTRAN. Несмотря на то, что уже существовали разработки языков, выполняющие преобразование арифметических выражений в машинный код, создание языка FORTRAN (FORmula TRANslator), предоставляющего возможность записи алгоритма вычислений с использованием условных операторов и операторов ввода/вывода, стало точкой отсчета эры алгоритмических языков программирования.

К языку FORTRAN предъявлялись требования cоздания высокоэффективного кода. Поэтому многие конструкции языка первоначально разрабатывались с учетом архитектуры IBM 407. Успех разработки этого языка привел к тому, что производители других вычислительных систем стали создавать свои версии трансляторов. С целью некоторой возможной на тот момент унификации языка язык FORTRAN IV, разработанный в 1966 году, стал первым стандартом, именуемым FORTRAN 66.

Как альтернатива языку FORTRAN, первоначально ориентированному на архитектуру IBM, под руководством Питера Наура в конце 50-х годов был разработан язык ALGOL (ALGOrithmic Language). Основной целью, преследуемой разработчиками этого языка, была независимость от конкретной архитектуры вычислительной системы. Кроме того, создатели языка ALGOL стремились разработать язык, удобный для описания алгоритмов и применяющий систему обозначений, близкую к той, что принята в математике.

Языки FORTRAN и ALGOL были первыми языками, ориентированными на программирование вычислений.

Язык PL/I , первые версии которого появились в начале 60-х годов, был первоначально ориентирован на IBM 360 и расширял возможности языка FORTRAN некоторыми средствами языка COBOL, разработанного в эти же годы. Несмотря на определенную популярность языка PL/I у программистов, работавших на компьютерах IBM и машинах серии ЕС, в настоящее время он представляет чисто теоретический интерес.

В конце 60-х годов под руководством Найарда и Дала был разработан язык Simula-67, использующий концепцию пользовательских типов данных. Фактически это первый язык, применяющий понятие классов.

В середине 70-х годов Вирт предложил язык Pascal , который сразу стал широко использоваться. В это же время по инициативе Министерства обороны США началась работа по созданию языка высокого уровня, получившего название Ada – в честь Ады Лавлейс, программистки и дочери лорда Байрона. Создание языка началось с определения требований и выработки спецификаций. Над проектом работали четыре независимые группы, но все они использовали как основу язык Pascal. В начале 80-х годов был разработан первый промышленный компилятор языка Ada .

Универсальный язык программирования С был разработан в середине 70-х годов Денисом Ритчи и Кеном Томпсоном. Этот язык стал популярным языком системного программирования и в свое время использовался для написания ядра операционной системы UNIX. Стандарт языка С начал разрабатываться рабочей группой института стандартов ANSI в 1982 году. Международный стандарт языка С принят в 1990 году. Язык С лег в основу разработки языков программирования C++ и Java.

Наряду с алгоритмическими языками параллельно развивались и языки, предназначаемые для обработки деловой информации, а также языки искусственного интеллекта. К первым относится язык COBOL (COmmon Business Oriented Language), а ко вторым – языки LISP (LISt Processing) и Prolog . Язык LISP, разработанный в 60-х годах под руководством Дж. Маккарти, был первым функциональным языком обработки списков, который нашел широкое применение в теории игр.

С появлением персональных компьютеров языки стали составными частями интегрированных сред разработки. Появились языки, применяемые в различных офисных программах, например VBA (Visual Basic for Application).

В 90-х годах с распространением сети Интернет расширяется возможность распределенной обработки данных, что отражается и на развитии языков программирования. Появляются языки, ориентированные на создание серверных приложений, такие как Java , Perl и PHP , языки описания документов – HTML и XML . Традиционные языки программирования С++ и Pascal также претерпевают изменения: под языком программирования начинает пониматься не только функциональность самого языка, а также библиотеки классов, предоставляемые средой программирования. Акцент со спецификации самих языков программирования переносится на стандартизацию механизмов взаимодействия распределенных приложений. Появляются новые технологии – COM и CORBA, специфицирующие взаимодействие распределенных объектов.

Позволю себе выделить некоторую общую тенденцию в развитии языков программирования. Проницательный читатель, наверное, уже давно догадался, о чем я собираюсь сказать. Языки развиваются в сторону все большей и большей абстракции. И это сопровождается падением эффективности. Вопрос: а стоит ли этого абстракция? Ответ: стоит. Стоит, так как повышение уровня абстракции влечет за собой повышение уровня надежности программирования. С низкой эффективностью можно бороться путем создания более быстрых компьютеров. Если требования к памяти слишком высоки, можно увеличить ее объем. Это, конечно, требует времени и средств, но это решаемо. А вот с ошибками в программах можно бороться только одним способом: их надо исправлять. А еще лучше - не совершать. А еще лучше максимально затруднить их совершение. И именно на это направлены все исследования в области языков программирования. А с потерей эффективности придется смириться.

Целью данного обзора была попытка дать читателю представление о всем многообразии существующих языков программирования. Среди программистов часто бытует мнение о «всеобщей применимости» того или иного языка (C, C++, Pascal и т.п.). Это мнение возникает по нескольким причинам: недостаток информации, привычка, инертность мышления. Я попытался слегка компенсировать первый фактор. По поводу остальных могу лишь сказать, что настоящий профессионал должен постоянно стремиться повышать свои профессиональную квалификацию. А для этого нужно не бояться экспериментировать. Ну и что, что все вокруг пишут на C/С++/VB/Pascal/Perl/Java/… (нужное подчеркнуть)? А почему бы не попробовать что-нибудь новенькое? А вдруг это окажется эффективнее? Разумеется, прежде чем приниматься использовать новый язык, нужно внимательно изучить все его особенности, включая наличии эффективной реализации, возможности взаимодействия с существующими модулями и т.п., и только после этого принимать решение. Разумеется, всегда есть риск пойти не тем путем, но… Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

И еще. Мне доводилось слышать, а порой и участвовать в дискуссиях вида «язык A лучше, чем язык B». Я надеюсь, что, прочитав этот обзор, многие убедятся в бессмысленности таких споров. Максимум, о чем может идти речь - это о преимуществах одного языка над другим при решении той или иной задачи в тех или иных условиях. Вот здесь действительно иногда есть о чем поспорить. И решение подчас отнюдь не очевидно. Однако же спорить «вообще» - очевидная глупость.

Эта статья задумывалась как ответ тем, кто кричит «язык X MUST DIE». Надеюсь, что ответ получился достаточно адекватным и убедительным. Надеюсь также, что статья имеет, помимо полемической, и познавательную ценность.

Очень важно знать общую историю языков программирования и историю развития известных и неизвестных языков. В этой статье вы с этим и познакомитесь, но для начала давайте вспомним “Что такое язык программирования?”.

Языком программирования называется система обозначений и правил, позволяющая записать программу решения задачи в виде последовательного текста в удобном для человека виде.

50-е годы

В пятидесятые годы двадцатого века с появлением компьютеров на электронных лампах началось бурное развитие языков программирования. Программирование начиналось с записи программ непосредственно в виде машинных команд (в кодах, как говорят программисты). Компьютеры, стоившие в то время значительно дороже, чем разработка любой программы, требовали высокоэффективного кода.

Для облегчения кодирования был разработан машинно-ориентированный , который позволял записывать машинные команды в символическом виде. Язык Ассемблера зависел от системы команд конкретного компьютера. Он был достаточно удобен для программирования небольших задач, требующих максимальной скорости выполнения.

Однако крупные проекты разрабатывать на языке Ассемблера было трудно. Главная проблема состояла в том, что программа, написанная на Ассемблере, привязана к архитектуре конкретного компьютера и не могла быть перенесена на другие машины. При усовершенствовании компьютера все программы на Ассемблере приходилось переписывать заново.

Почти сразу с возникновением компьютеров были разработаны языки высокого уровня, т.е. языки, не зависящие от конкретной архитектуры. Для выполнения программы на языке высокого уровня её нужно сначала перевести на язык машинных команд. Специальная программа, выполняющая такой перевод, называется транслятором или компилятором.

Оттранслированная программа затем выполняется непосредственно компьютером. Существует также возможность перевода программы на промежуточный язык, не зависящий от архитектуры конкретного компьютера, но, тем не менее, максимально приближенный к языку машинных команд.

Затем программа на промежуточном языке выполняется специальной программой, которая называется интерпретатором. Возможен также вариант компиляции “на лету”, когда выполняемый фрагмент программы переводится с промежуточного языка на язык машинных команд непосредственно перед выполнением.

В середине 50-х годов под руководством Джона Бэкуса для фирмы IBM был разработан алгоритмический язык программирования высокого уровня FORTRAN. Несмотря на то, что уже существовали разработки языков, выполняющие преобразование арифметических выражений в машинный код, создание языка FORTRAN (FORmula TRANslator), предоставляющего возможность записи алгоритма вычислений с использованием условных операторов и операторов ввода/вывода, стало точкой отсчета эры языков программирования высокого уровня.

Как альтернатива языку FORTRAN, первоначально ориентированному на архитектуру IBM, под руководством Питера Наура в конце 50-х годов был разработан язык ALGOL (ALGOrithmic Language). Основной целью, преследуемой разработчиками этого языка, была независимость от конкретной архитектуры вычислительной системы.

Кроме того, создатели языка ALGOL стремились разработать язык, удобный для описания алгоритмов и применяющий систему обозначений, близкую к той, что принята в математике. Языки FORTRAN и ALGOL были первыми языками, ориентированными на программирование вычислений.

60-е годы

В конце 60-х годов под руководством Найарда и Дала был разработан язык Simula-67, использующий концепцию пользовательских типов данных. Фактически это первый язык, применяющий понятие классов.

70-е годы

В середине 70-х годов Вирт предложил язык Pascal, который сразу стал широко использоваться. В это же время по инициативе Министерства обороны США началась работа по созданию языка высокого уровня, получившего название Ada – в честь Ады Лавлейс, программистки и дочери лорда Байрона.

Создание языка началось с определения требований и выработки спецификаций. Над проектом работали четыре независимые группы, но все они использовали как основу язык Pascal. В начале 80-х годов был разработан первый промышленный компилятор языка Ada.

Расработка Си

Универсальный язык программирования был разработан в середине 70-х годов Денисом Ритчи и Кеном Томпсоном. Этот язык стал популярным языком системного программирования и в свое время использовался для написания ядра операционной системы UNIX.

Стандарт языка С начал разрабатываться рабочей группой института стандартов ANSI в 1982 году. Международный стандарт языка С принят в 1990 году. Язык С лег в основу разработки языков программирования и Java.

Язык С позволил реально избавиться от Ассемблера при создании операционных систем. Например, практически весь текст операционной системы Unix написан на языке Си и, таким образом, не зависит от конкретного компьютера.

Главным достоинством Си является его простота и отсутствие псевдонаучных решений. Просто и ясно описан механизм передачи параметров в функцию (только по значению). Программист, создающий программу на Си, всегда четко понимает, как эта программа будет выполняться.

Понятие указателя, статические и автоматические (стековые) переменные языка Си максимально близко отражают устройство любого современного компьютера, поэтому программы на Си эффективны и удобны для отладки.

В настоящее время подавляющая часть программ пишется на языках Си и C++. Интерфейс любой операционной системы (так называемый API – Application Program Interface), т.е. набор системных вызовов, предназначенных для разработчиков прикладных программ, как правило, представляет собой набор функций на языке Си.

Наряду с алгоритмическими языками параллельно развивались и языки, предназначаемые для обработки деловой информации, а также языки искусственного интеллекта. К первым относится язык COBOL (COmmon Business Oriented Language), а ко вторым – языки LISP (LISt Processing) и Prolog.

Язык LISP, разработанный в 60-х годах под руководством Дж. Маккарти, был первым функциональным языком обработки списков, который нашел широкое применение в теории игр.

90-е годы

В 90-х годах с распространением сети Интернет расширились возможности распределенной обработки данных, что отразилось и на развитие языков программирования. Появились языки, ориентированные на создание серверных приложений, такие как , Perl и , языки описания документов – и XML.

Традиционные языки программирования С++ и Pascal также претерпели изменения: под языком программирования начиналось пониматься не только функциональность самого языка, а также библиотеки классов, предоставляемые средой программирования.

Акцент со спецификации самих языков программирования переносились на стандартизацию механизмов взаимодействия распределенных приложений. Появились новые технологии – COM и CORBA, специфицирующие взаимодействие распределенных объектов.

Области применения языков программирования

В настоящее время языки программирования применяются в самых различных областях человеческой деятельности, таких как:

  • научные вычисления (языки C++, FORTRAN, Java);
  • системное программирование (языки C++, Java);
  • обработка информации (языки C++, COBOL, Java);
  • искусственный интеллект (LISP, Prolog);
  • издательская деятельность (Postscript, TeX);
  • удаленная обработка информации (Perl, PHP, Java, C++);
  • описание документов (HTML, XML).

Исходя из истории языков программирования можно сказать, что с течением времени одни языки развивались, приобретали новые черты и остались востребованы, другие утратили свою актуальность и сегодня представляют в лучшем случае чисто теоретический интерес.