Программные окна. Программные окна (окна приложений). Действия с помощью мыши


Основой работы в системе Windows является работа с окнами. Любая пиктограмма может быть развернута в окно двойным щелчком мыши.

Окно - это прямоугольная область экрана, в которой выводится определенная информация: содержимое дисков, программы, создаваемые пользователем документы, запросы и сообщения Windows. Окна можно открывать (разворачивать), закрывать, сворачивать, перемещать, упорядочивать, менять размеры . Открытое окно может занимать целый экран или его часть.

Закрыть окно - значит полностью убрать его с экрана. Закрытие программного окна означает удаление программы из оперативной памяти.

Свернутые окна отображаются в виде кнопок в Панели задач. Программа, окно которой свернуто, остается в оперативной памяти и с ней в любой момент можно возобновить работу. Чтобы вновь раскрыть свернутое окно нужно щелкнуть на кнопке в Панели задач.

Элементы окон

Несмотря на многообразие окон, используемых в Windows, управление окнами осуществляется по единым правилам. Практически все окна (кроме некоторых окон запросов) содержат обязательные элементы, предназначенные для управления окнами. На рис. 6 показаны элементы окна Мой компьютер.

Рис. 6. Окно папки Мой компьютер

В рабочей области окна папки отображаются значки объектов, содержащихся в папке. Содержимое программного окна зависит от назначения программы. В окнах приложений в рабочей области могут размещаться окна документов.

Все остальные элементы окна – полосы, строки, кнопки, – являются элементами управления.

Строка заголовка

В середине строки заголовка всегда отображено название окна, а слева располагается (кнопка системного меню или пиктограмма ), а справа – кнопки управления. Эти элементы окна могут приводится в действие щелчком мыши, т.е. нужно указать на кнопку и выполнить щелчок левой клавишей мыши.

Системный значок - это уменьшенная пиктограмма окна. Один щелчок на этой кнопке вызывает системное меню, а двойной щелчок - закрывает окно.

Кнопки управления включают в себя:

Строка меню

Строка меню располагается под строкой заголовка окна. Пункты меню содержат команды, позволяющие управлять содержимым рабочей области окна . Диалоговые окна и окна документов не содержат строки меню.

Панель инструментов

Под строкой меню может находиться Панель инструментов или пиктографическое меню - набор кнопок предназначенных для выполнения различных команд по управлению содержимым окна (рис. 7). Кнопки панели инструментов дублируют команды основного меню, но их использование повышает скорость и эффективность работы, т.к. для выполнения команды достаточно щелкнуть мышью на кнопке, что значительно быстрее, чем отыскивать нужную команду в меню. Панель инструментов содержит командные кнопки для выполнения наиболее часто встречающихся операций, но в отличие от строки меню ограниченные по количеству команд. При указании мыши кнопка выделяется (подсвечивается). Если этого не происходит, значит, кнопка в данный момент недоступна.

Изображение на каждой кнопке в панелях инструментов дает представление о функции кнопки и помогает быстро их запомнить. Подсказку о любом инструменте панели можно получить, если указать мышью на кнопку. Через короткое время появится всплывающая подсказка о назначении кнопки.

Рис. 7. Панель инструментов

Адресная строка

В адресной строке указан путь доступа к текущей папке, что удобно для ориентации в файловой структуре. Адресная строка позволяет выполнить быстрый переход к другим разделам файловой структуры при помощи раскрывающей кнопки - (в правой части строки).

Список типичных задач

В каждой папке Windows предлагается удобный доступ к наиболее общеупотребительным задачам управления файлами и папками. Если открыть какую-либо папку на компьютере, в левой части окна папки, рядом с ее содержимым появится список задач, предоставляющий доступ к наиболее употребительным задачам управления файлами и папками при помощи гиперссылок .

Можно выбрать файл или папку, а затем выбрать задачу и различных разделов.

  1. В разделе Задачи для файлов и папок отображаются команды для работы с файлами и папками, позволяющие переименовать, скопировать, переместить или удалить этот файл или папку. Набор команд в этом разделе зависит от выбора объекта. Можно также отправить файл по электронной почте или опубликовать его в Интернете.
  2. Раздел Другие места содержит ссылки (адреса) для быстрого перехода к другим папкам и дискам.
  3. Раздел Подробно содержит информацию о текущем или выделенном объекте.
    В Windows XP существует несколько папок, в которых помимо элементарных задач управления файлами и папками, доступных в каждой папке, есть ссылки на задачи особого рода.
  4. Папка Мои рисунки содержит раздел Задачи для изображений , где предлагаются ссылки на задачи, помогающие управлять файлами изображений.
  5. Папка Моя музыка содержит раздел Задачи для музыки ссылки на воспроизведение и поиск музыки.
  6. Папка Мой компьютер и другие системные папки содержат раздел Системные задачи , являющийся контекстным. Используя ссылки на задачи в этой папке, можно просматривать сведения о компьютере, изменять системные параметры на панели управления и выполнять другие процедуры системного управления.
  7. Папка Корзина содержит раздел Задачи для Корзины , с помощью которого можно очистить ее содержимое и восстанавливать удаленные файлы и папки по месту их первоначального пребывания.

Граница окна

Утолщенная граница предназначена для изменения размера окна при помощи мыши. Граница окна видна, если окно не распахнуто на весь экран.

Полосы прокрутки

Строка состояния

В стоке состояния выводится дополнительная информация о содержимом окна (например, указывается количество объектов в папке, их суммарный объем и т.п.). Информация в строке состояния является динамической, показывая сведения о выделенных в папке объектах

Типы окон Windows

В Windows поддерживаются окна 4-х типов.

1. Окна дисков и папок

В таких окнах отображается содержимое дисков и папок. Любую папку Windows можно открыть в своем окне. С помощью окон папок можно просмотреть всю файловую структуру дисков. В строке заголовка указывается имя папки, ниже располагаются меню, панель инструментов.

2. Программные окна (окна приложений)

Это окна, в которых работают загруженные в оперативную память Windows-программы (а возможно и DOS-программы). В строке заголовка – имя программы, ниже – строка меню, панель инструментов (может быть не одна), линейка. Внутри этих окон открываются окна документов.

3. Окна документов (вторичные окна)

Это окна, в которых отображаются документы, созданные в Windows-программах (если приложение позволяет работать с несколькими документами одновременно). Информация из каждого окна может быть сохранена в отдельном файле. Вторичные окна всегда располагаются только в пределах своего программного окна, не имеют строки меню и могут быть открыты только в окне своего приложения.

4. Окна запросов (диалоговые)

Окна запросов появляются во время работы с операционной системой и приложениями, располагаясь поверх всех остальных окон на экране. В них содержится запрос какой-либо информации от пользователя или подтверждении его действий. Окна запросов нельзя изменять в размерах, сворачивать и разворачивать, их можно только закрывать. Такие окна закрываются автоматически после ответа на запрос или принудительно – щелчком на закрывающей кнопке. Для ответа на запрос диалоговые окна имеют разнообразные поля и кнопки .

Диалоговое окно может быть модальным или немодальным.

Модальное окно блокирует работу приложения. Пользователь должен завершить все операции с этим окном и закрыть его, чтобы вернуться в окно приложения (папки, документа). Различают три вида модальных окон:

Немодальное окно не останавливает работу приложения. Пользователь может щелчком мыши, не закрывая окна, переходить в окно приложения (документа), работать с ним, а затем щелчком возвращаться в диалоговое окно (к таким окнам можно отнести окно команды «Помощник», окна справочной системы).

Обычно диалоговое окно состоит из строки заголовка и элементов диалогового окна.

Элементы диалогового окна

В зависимости от функций окна набор этих средств меняется в широком диапазоне. Большинство средств диалога поддается строгой классификации, и работа с ними практически одинакова во всех приложениях Windows. Типовыми средствами, входящими в состав диалогового окна, являются:

  • командные кнопки;
  • флажки (переключатели);
  • радиокнопки (поля выбора);
  • текстовые поля (поля ввода);
  • списки;
  • скользящие кнопки управления;
  • демонстрационные подокна (поле Образец);
  • вкладки;
  • фоновый текст.

Основные виды элементов:

– кнопка закрытия окна с сохранения всех измененных параметров;
– кнопка закрытия окна без сохранения измененных параметров;
– кнопка сохранения всех измененных параметров без закрытия окна;
– кнопка закрытия окна, когда измененные параметры уже сохранены;
– поле ввода – ограниченная прямоугольной рамкой область, в которую пользователь может вводить с клавиатуры текст; чтобы ввести данные в поле необходимо сначала щелкнуть в нем мышью;
– счетчик – поле с двумя кнопками справа; можно щелкнуть в него мышью и набрать значения параметра на клавиатуре или щелкать на кнопках: для увеличения параметра стрелка вверх, для уменьшения –стрелка вниз;

– поле списка содержат список объектов, доступных для выбора; если содержимое списка не помещается в видимую часть, то появляются полосы прокрутки для просмотра длинных списков; чтобы выбрать объект следует щелкнуть на нем мышью;
– поле раскрывающегося списка в видимой части имеет только значение текущего параметра, для открытия возможных значений необходимо щелкнуть мышью на кнопке "стрелка вниз";
– переключатели – круги с черной точкой или без нее, предназначенные для выбора одного из взаимоисключающих режимов;
– флажок – квадратное поле индикатора с меткой "галочкой" внутри или без нее, используется для включения/ выключения режима (его имя написано рядом), который может находиться во включенном или отключенном состоянии;
– кнопка контекстной справки, для вызова контекстной справки следует щелкнуть ее, а потом неизвестный элемент;

– скользящая кнопка управления (ползунок) служит для увеличения/уменьшения числового значения поля путем перемещения ползунка;

– вкладки – расположенные под строкой заголовка окна страницы, объединяющие однотипные группы запросов по установке параметров той или иной команды. Активная вкладка выводится на передний план, занимая полностью окно. Для смены вкладки достаточно щелкнуть мышью на ее названии. Можно для переключения использовать клавиатуру: вперед – Ctrl+Tab или Ctrl+Page Up, назад – Ctrl+Shift+Tab или Ctrl+Page Down;

– поле Образец служит для предварительного просмотра объекта, отображая вносимые изменения параметров.

Управление окнами

Окно может существовать в трех состояниях:

  • полноэкранное – окно развернуто на весь экран;
  • нормальное – окно занимает часть экрана;
  • свернутое – окно «свернуто» до кнопки (уменьшено до размеров пиктограммы).

Понятие управление окном включает действия:

  1. изменить размер окна, развернуть окно на весь экран;
  2. переместить окно по экрану;
  3. свернуть окно, восстановить предыдущий размер окна;
  4. упорядочить окна на экране;
  5. закрыть окно;
  6. переключаться между окнами.

Способы управления окном заключаются в использовании кнопок управления окном; системного меню окна (активность каждой команды зависит от текущего состояния окна); протягивания мышью различных элементов окна; использование клавиатуры.

Изменение размера окна

Щелчок на кнопке максимизации развернет окно на весь экран.

Чтобы восстановить прежний размер окна, нужно щелкнуть на кнопке восстановления размера.

Замечание . Чтобы распахнуть окно на весь экран (или восстановить его размер), можно дважды щелкнуть на заголовке окна или выбрать соответствующую команду (Развернуть/Восстановить ) в системном меню.

Чтобы изменить размер окна, нужно указать мышью точно на границу окна или на любой его угол. Когда указатель мыши примет вид двусторонней стрелки - , нажать левую клавишу мыши и перетащить границу, увеличивая или уменьшая окно. Затем отпустить клавишу мыши.

Замечание . Если на границе окна указатель мыши не превращается в двустороннюю стрелку, значит, размер такого окна изменить нельзя. Как правило, не могут менять размер окна запросов.

Перемещение окон

Чтобы переместить окно в другое место экрана, следует указать мышью на заголовок окна и, нажав левую клавишу мыши, перетащить окно на новое место. Короче говоря, окно можно перетащить мышью, «ухватившись» за его заголовок. Эта операция позволяет расположить окна на экране удобным образом.

Замечание . Чтобы переместить окно, можно в системном меню окна выбрать команду Переместить, клавишами-стрелками поместить окно в нужное место и нажать клавишу.

Сворачивание окна

Чтобы свернуть окно, нужно щелкнуть на кнопке минимизации.

Можно также выдать команду Свернуть одним из ниже приведенных способов:

  • из контекстного меню кнопки окна в Панели задач;
  • из системного меню.
    Замечание . Чтобы свернуть окно, можно дважды щелкнуть на кнопке окна в Панели задач.
    Можно сворачивать все открытые окна сразу. Для этого нужно нажать соответствующую кнопку в панели Быстрый запуск в Панели задач или выбрать нужную команду в контекстном меню Панели задач.
    Замечание . Свернуть все окна можно и при помощи клавиатуры:
    Windows+M (Shift+Windows+M - развернуть);
    Windows+D.

Упорядочивание окон

Чтобы упорядочить открытые окна на экране, нужно в контекстном меню Панели задач выбрать одну из команд:

  • Окна каскадом - окна одного размера, лежат стопкой, смещены так, что видны все заголовки;
  • Окна сверху вниз и Окна слева направо – окна одного размера, делят экран на равные части, не перекрывая друг друга;
  • Свернуть все окна (Показать Рабочий стол) – чтобы освободить от окон Рабочий стол;
  • Отменить последнюю (выполненную) команду.
    Замечание . Возможно одновременное выполнение команд упорядочивания, сворачивания и закрытия для нескольких окон. Для этого нужно щелкать кнопки нужных окон в Панели задач, удерживая клавишу Ctrl и вызвать их контекстное меню.

Закрытие окна

Чтобы закрыть окно, нужно щелкнуть на кнопке закрытия. Это самый простой и быстрый способ закрытия любого окна. Однако существует еще несколько способов закрытия окон:

  • комбинация клавиш Alt+F4 ;
  • двойной щелчок на кнопке системного меню;
  • выбор команды Закрыть в системном меню;
  • выбор команды Закрыть (Выход) в группе Файл основного меню окна;
  • выбор команды Закрыть в контекстном меню кнопки окна в Панели задач;
  • щелчок на кнопке Снять задачу в окне Диспетчер задач при выделенном имени закрываемого окна.
    Можно закрыть сразу несколько окно, используя команду Закрыть группу в контекстном меню кнопки группы окон. Если нужная группа окон отсутствует, то можно предварительно выделить её, щелкая по кнопкам в Панели задач с нажатой клавишей Ctrl .
    Замечание . Закрытие программного окна эквивалентно завершению программы. Закрытие программного окна означает удаление программы из оперативной памяти.

Переключение между окнами

Поскольку Windows – многозадачная система, то в ней можно открыть сразу несколько окон, переключаясь при необходимости из одного окна в другое. Среди всех открытых окон одно является активным – это окно, с которым работают в данный момент, а остальные – неактивными или пассивными .

Признаки активного окна:

  1. Заголовок активного окна более яркий, чем заголовки других окон.
  2. Кнопка активного окна в Панели задач выглядит нажатой, в то время как кнопки других окон – отжатой.
  3. Активное окно располагается поверх других окон.
  4. Для операционной системы все открытые окна считаются задачами, независимо от того открыто окно приложения или папки. Переключиться на другую задачу – значит сделать активным соответствующее окно.

Способы переключения между окнами:

  • щелкнуть мышью на кнопке окна в Панели задач;
  • щелкнуть мышью на любом видимом участке неактивного окна;
  • использовать комбинацию клавиш Alt+Tab – нажать клавишу Alt и, не отпуская ее, нажимать клавишу Tab. При этом появится панель со значками всех открытых окон. Когда будет выделен нужный значок, отпустить обе клавиши.
  • Alt+Esc - переключается между несвернутыми окнами.

Расчет пластиковых окон - это программа, как и следует из названия, предназначенная для проведения различных расчетов пластиковых оконных конструкций. В ней создаются учетная запись фирмы, от лица которой будут вестись все расчеты (при необходимости фирм может быть несколько), а также база клиентов, с которыми будет вестись дальнейшая работа. «Расчет пластиковых окон» умеет формировать заказы на установку окон из выбранных материалов, типов окна и указанных размеров. Цена может формироваться на основе данных о цене материалов, коэффициенте рентабельности, стоимости монтажа и проценте по кредиту.

Из заказа можно сформировать и распечатать коммерческое предложение для клиента вместе с автоматически сгенерированным договором. Также из прочих особенностей можно отметить создание технологических карт, ведение отчета о расходе материалов за выбранный период, и отслеживание состояния оплаты заказов и архивацию старых записей. По сути, программа «Расчет пластиковых окон» представляет собой интерфейс для управления базой данных, в качестве движка используется СУБД Firebird, который должен быть установлен на компьютере перед началом работы.

Ключевые особенности и функции

  • возможность составлять заказы на пластиковые окна и распечатывать договоры с клиентами;
  • расчет и выбор пластиковых окон на основе данных о размерах и материалах;
  • отслеживание расхода материалов;
  • формирование отчетов за заданные периоды;
  • отслеживание оплаты заказов.

И зданий имеют много отдельных областей и направлений. В этой сфере важную роль играет проектирование оконных конструкций. Для эффективного и простого управления ими используется программа для расчёта окон. Она выполняет целую серию важных функций, и, в первую очередь, позволяет экономить громадное количество времени, которое уходит на простые однотипные операции.


Такие программы для расчёта металлопластиковых и деревянных окон особо важны на этапе их производства, они разработаны таким образом, чтобы максимально помочь изготовителю сократить сроки и упростить работу в целом.

В принципе, все программы данного типа выполняют одни и те же функции. Со стороны клиента – это возможность визуального проектирования окон и расчёт их стоимости, со стороны заказчика – анализ необходимых материалов, расчёт этапов работы, финансовый учёт и документация. Среди всего многообразия программного обеспечения в этой области можно выделить пять самых популярных:

Это далеко не все существующие на сегодня программы такого типа. Многие из них созданы на одной и той же основе и мало чем отличаются друг от друга.

Программа WH-Окна

Существует весьма удобная и простая программа, позволяющая выполнять проектирование окон с учётом размеров и материала, используемого для изготовления рам. Разработчиками предусмотрено наличие пошаговой инструкции, которая прилагается к данной программе, позволяющей в короткие временные сроки освоить принцип работы. Помимо окон данная программа позволяет проектировать также дверные проемы. Причём разработчиками заложена функция проектирования конструкций различных форм.


Проект окна в программе WH окна

Основные аспекты работы программы WH окна

Программа имеет функцию, позволяющую моделировать форму будущих стеклопакетов. Также она позволяет грамотно учитывать профили и сочетать существующие в базе модели окон, выпускаемые большим количеством производителей подобной продукции строительного рынка. При помощи заложенных в программу функций можно, учитывая профиль оконного блока, просчитать его стоимость с учётом себестоимости используемых материалов для сооружения коробки.

Также данная программа позволяет компоновать имеющуюся у производителя информацию в сопроводительные документы. Можно составлять прайс-листы и отчёты о проделанной работе для предоставления их заказчику.

Операционная система (ОС) – это комплекс программ, обеспечивающих пользовательский интерфейс, ввод и вывод информации, работу с файлами, выполнение прикладных программ, подключение компьютера к сети и координацию работы аппаратных средств. Помимо Windows существуют и другие операционные системы. Наиболее известные альтернативы – Linux и MacOS (устанавливаемая на компьютерах Apple). Однако, по статистике, с каждой из них в мире работают не более 4 % пользователей, так что на сегодняшний день компания Microsoft с ее Windows фактически монополист на рынке операционных систем.

Программа

Программа – это последовательность машинных инструкций (системы команд, понятных процессору), предназначенная для выполнения определенной задачи. Как правило, программа оформлена в виде одного или нескольких исполняемых файлов, которые после установки приложения на компьютер записываются на винчестер. Совокупность программ именуется программным обеспечением (ПО).

Все существующее программное обеспечение можно разделить на системное и прикладное. Системное ПО отвечает за контроль над работой всех компонентов компьютера и их взаимодействием между собой. Прикладное ПО ориентировано на решение определенных пользовательских задач. Его работу, в свою очередь, контролирует системное ПО. К классу системного ПО относится операционная система, среди прикладных программ можно выделить приложения для работы с текстовыми документами, проведения вычислений, графические пакеты (средства обработки изображений), мультимедийные программы и др.

Для запуска прикладной программы пользователь обращается к исполняемому файлу, в результате чего приложение загружается в оперативную память. Операционная система загружается в память автоматически при включении компьютера и обеспечивает корректное функционирование как самого компьютера, так и прикладных программ.

Интерфейс пользователя

Интерфейс пользователя – это совокупность средств и правил обмена информацией между пользователем и компьютером. Интерфейс определяет, каким образом отображается информация и какова технология ввода данных от пользователя.

В MS-DOS, операционной системе от Microsoft, существовавшей до появления Windows, применялся текстовый интерфейс. Пользователь мог общаться с машиной, только вводя с клавиатуры различные команды. Результат выполнения этих команд и сообщения системы также отображались в виде текста. Таким образом, работая в MS-DOS, на черном экране можно было видеть только бегущие строки текста (рис. П.1). Наряду с однозадачностью (единовременным выполнением только одной программы) и невозможностью работать с графикой главным недостатком MS-DOS была необходимость изучения синтаксиса всех команд и правил их ввода, что, несомненно, осложняло работу новичков.

Рис. П.1. Текстовый интерфейс MS-DOS


На смену MS-DOS с ее текстовым интерфейсом пришла Windows – операционная система с графическим интерфейсом пользователя (GUI – от англ. Graphical User Interface ). Отличие графического интерфейса от текстового заключается в том, что все объекты и средства обмена данными между пользователем и компьютером представлены в виде графических компонентов экрана: значков, окон, меню, кнопок, списков. Отныне пользователю не нужно знать, какую команду следует ввести, например, чтобы открыть ту или иную папку, – достаточно просто навести указатель мыши на ее значок и дважды щелкнуть кнопкой мыши. Навигацию между графическими объектами в среде Windows можно осуществлять и с помощью клавиатуры, однако сегодня это уже не актуально, так как гораздо удобнее использовать мышь.

Действия с помощью мыши

В тексте книги при описании различных действий вы неоднократно встретитесь с указаниями «щелкните кнопкой мыши…», «дважды щелкните кнопкой мыши…», «щелкните на…», «нажмите…», «перетащите объект». Кратко рассмотрим, как выполняются эти операции. Чтобы щелкнуть кнопкой мыши на указанном объекте, нужно навести на него указатель мыши и кратковременно нажать левую или правую кнопку мыши (в зависимости от того, какой от вас требуется щелчок). Под двойным щелчком подразумевается быстрое двойное нажатие левой кнопки мыши после наведения указателя на объект. В рекомендациях «щелкните на…» и «нажмите…» имеется в виду щелчок левой кнопкой мыши. Для перетаскивания объекта следует навести на него указатель, щелкнуть кнопкой мыши (при этом объект будет выделен) и, продолжая удерживать ее нажатой, «передвинуть» объект в другую позицию перемещением мыши.

Файл

Файл – это логически обособленная, именованная совокупность данных (текстовых, графических, звуковых, видеоданных), которая может храниться на различных носителях информации (жестком диске, компакт-диске, «флэшке», дискете) и рассматривается при хранении и обработке как единое целое. Чтобы было понятнее, рассмотрим следующую аналогию. Каждую книгу на полке, фотографию в альбоме, фильм на DVD или песню на компакт-диске мы воспринимаем как нечто целое, неделимое. То же самое делает и компьютер. Если текст (изображение, фильм, песня и т. д.) хранится на компьютере, то машина воспринимает его как единое целое – файл, и работает с ним как с чем-то неделимым (открывает содержимое полностью, переносит при запросе пользователя из одного места в другое так же, как и человек, открывая книгу для прочтения, не вырывает из нее несколько листов и перекладывает с полки на стол целиком, не разрывая ее на части).

Файловая система

Файловая система – это правила, определяющие, каким образом будет организовано хранение данных на дисках. Поскольку данные хранятся в виде файлов, файловая система определяет их формат – максимально возможные размер, длину имени и другие характеристики. Файловая система FAT32 допускает максимально возможную длину файла 127 символов, NTFS (более совершенная, чем FAT32) – 254 символа.

Значки устройств

Значок – это небольшой графический элемент, который указывает на приложение, документ, каталог, устройство или какой-то другой объект. Любой значок имеет подпись, которая является именем представляемого объекта. Значки в Windows служат для обозначения самых разнообразных объектов: устройств, файлов, папок, ярлыков.

В среде Windows жесткому диску вашего компьютера, устройствам, предназначенным для работы со сменными носителями (дисководу, оптическому приводу), а также внешним носителям данных (например, «флэшке» или цифровому фотоаппарату), когда они подсоединены к компьютеру, присваивается имя, состоящее из заглавной латинской буквы и двоеточия, а также значок. Чтобы открыть окно, представленное на рис. П.2, и ознакомиться со значками устройств, нажмите кнопку Пуск и выберите пункт Компьютер.


Рис. П.2. Значки устройств


По умолчанию жесткому диску операционная система присваивает имя C: (также он именуется как Локальный диск). Если жесткий диск вашего компьютера разбит на несколько разделов, то в только что открытом окне вы увидите столько значков Локальный диск, сколько разделов имеет винчестер. Каждый раздел именуется в алфавитном порядке, начиная с буквы C:.

Дисководу для дискет всегда присваивается имя A: (а также Диск 3,5). Фактически это имя задается для дискеты.

Оптический привод получает букву, следующую по алфавиту за буквой, которой обозначен жесткий диск (или его последний раздел). Так, если винчестер не разбит на разделы, оптический привод (как и компакт-диск) будет назван D:, если же жесткий диск имеет два раздела – С: и D:, то оптическому приводу будет присвоено имя Е:. Подключаемые к компьютеру внешние носители информации («флэшки», цифровые камеры) распознаются системой как съемные диски и именуются следующими по алфавиту буквами после той, которая стоит в имени привода компакт-дисков.

Все носители информации – жесткий диск, компакт-диск, «флэшки», дискеты принято называть общим словом диски . Чтобы увидеть содержимое диска, нужно дважды щелкнуть кнопкой мыши на его значке.

Значки файлов

Любой файл в Windows также представлен значком и имеет уникальный идентификатор, состоящий из имени файла и расширения, который можно видеть в подписи к значку при включенном отображении расширений (рис. П.3). О том, как включить отображение расширений, читайте в гл. 3.


Рис. П.3. Примеры значков файлов


Имя файла отделяется от расширения точкой и находится слева (например, в записи Документ Word.docx имя файла – Документ Word). Оно может состоять из русских и латинских букв, цифр и знаков препинания, за исключением символов «\», «/», «:», «*», «?», «"», «<», «>», «|». Длина имени файла зависит от выбранной при установке Windows файловой системы.

Расширение файла – это три или более символа, которые стоят справа от точки (в нашем примере – docx) и указывают на тип файла.

С точки зрения пользователя удобно выделить два типа файлов, с которым приходится работать.

Файлы программ. Из всего многообразия файлов, отвечающих за работу приложения, пользователь имеет дело с исполняемыми файлами. Практически для любой программы этот файл имеет расширение EXE (часто файл называют ЕХЕ-файлом). Запуск такого файла приводит к запуску приложения. На рис. П.3 последний значок– пример EXE-файла. Обычно каждый разработчик создает для исполняемого файла свой уникальный значок-логотип. Дважды щелкнув кнопкой мыши на значке ЕХЕ-файла, вы запустите приложение.

Документы. Это файлы, которые содержат необходимую пользователю информацию: текст, таблицы, графику, музыку, видео. Большинство таких файлов создается в среде определенной программы. Windows, учитывая расширение файлов, ассоциирует их с тем или иным приложением. После двойного щелчка кнопкой мыши на значке документа сначала запускается программа, в которой был создан файл, и только потом открывается сам файл. Некоторые файлы можно открыть с помощью той или иной программы, несмотря на то что они не создавались пользователем в каком-либо приложении (например, фотографии, перенесенные с камеры на компьютер, фильмы). Файлы, созданные в определенной программе или же просто ассоциированные с конкретным приложением, имеют один и тот же значок, заданный программой. Так, все документы, созданные в текстовом редакторе Word, будут иметь значок, изображенный пятым на рис. П.3. Все веб-страницы, сохраненные из Интернета в виде веб-архивов, будут иметь такой же значок, как первый на рис. П.3.

Работая на компьютере, вы со временем запомните, какие значки имеют файлы того или иного типа, и по их виду сможете быстро ориентироваться, что содержит файл – текст, изображение, видео или музыку. Точно так же очень быстро вы научитесь определять содержимое файла по его расширению. Ниже перечислены расширения, с которыми вы будете сталкиваться чаще всего:

EXE – программы;

DOC, TXT – текстовые документы;

XLS – файлы электронных таблиц Excel;

HTM, HTML – веб-страницы;

AVI, MPEG, MPG – видеозаписи;

MP3, WAV, WMA – звуковые файлы;

JPG, BMP, GIF – изображения;

RAR, ZIP – архивы.

Значки папок

Поскольку на дисках обычно хранится огромное количество файлов, их необходимо упорядочивать, чтобы избежать путаницы и долгого поиска нужного файла. Для этого служат папки (точно так же, как и в жизни, – документы одной тематики принято складывать в одну папку).

Поскольку папки необходимы для группировки файлов, они тоже хранятся на дисках и обозначаются специальными значками. Саму область данных диска, в которой размещаются файлы и папки, принято называть корневой папкой .

Вид значков папок зависит от типов файлов, хранящихся внутри, и наличия вложенных папок. Личные папки пользователя имеют особые зеленые значки (рис. П.4).


Рис. П.4. Примеры значков обычных папок и личных папок пользователя


Каждая папка имеет собственное имя, которое задается по тем же правилам, что и имя файлов. Внутри каждой папки могут размещаться не только файлы, но и другие папки, которые, в свою очередь, также могут содержать папки. Такая структура получила название дерево папок . Иногда папки называют директориями или каталогами.

Значки ярлыков

Если вы работаете с документами, которые находятся в одной из далеко «спрятавшихся» папок, то, чтобы открыть файлы, приходится каждый раз перемещаться по длинной цепочке папок, а это отнимает время и достаточно неудобно. Для быстрого доступа к необходимым объектам пользователь может создать ярлык и поместить его на Рабочий стол.

Ярлык – это маленький файл, в который записывается путь к файлу, папке, сетевому подключению или устройству. Дважды щелкнув кнопкой мыши на ярлыке, вы запустите файл или же выполните какое-то другое действие в зависимости от того, на какой объект ссылается ярлык. Значок ярлыка имеет такой же вид, как и значок связанного с ним объекта, единственное отличие – маленькая стрелка в левом нижнем углу значка, позволяющая отличить объект от ярлыка (рис. П.5).


Рис. П.5. Ярлык для папки, текстового документа, сетевого подключения, жесткого диска и ЕХЕ-файла


Ярлык служит защитным барьером для объекта, так как при случайном удалении ярлыка сам объект остается на прежнем месте.

Буфер обмена

Буфер обмена – это специальная область оперативной памяти компьютера, в которой хранятся данные, предназначенные для перемещения или копирования как между окнами разных приложений, так и в одном и том же окне.

В любой программе при выполнении команды Вырезать происходит удаление объекта из текущего положения и помещение его в буфер обмена. Команда Копировать помещает в буфер обмена копию выделенного объекта. С помощью команды Вставить можно вставить находящийся в буфере обмена объект в другое окно либо в другое положение в этом же окне.

Окна

Любое действие на компьютере (работа с программой, настройка системы, подключение к Сети) пользователь выполняет в окне. Окно – это ограниченное пространство прямоугольной формы на экране, в котором отображается содержимое объекта, запрошенного пользователем.

Окна Windows можно условно разделить на два типа: программные и диалоговые. Программное окно открывается при запуске приложения и содержит необходимые инструменты для выполнения различных действий. В программном окне открываются документы, созданные или просматриваемые в данном приложении.

Диалоговое окно появляется при вызове большинства инструментов приложений, а также при обращении к настройкам Windows. Оно содержит элементы управления, применив которые пользователь может указать системе, какое именно действие и с какими параметрами следует выполнить.

Кстати, само название операционной системы – Windows – переводится с английского как окна , что прямо указывает на способ общения пользователя с компьютером через окна.

Программные окна

Структура программных окон едина для большинства приложений, поэтому, изучив один пример, вы без труда сможете сориентироваться в окне любой программы.

Рассмотрим компоненты программных окон на примере стандартного приложения Windows – текстового редактора WordPad (рис. П.6). Для его открытия выполните команду Пуск > Все программы > Стандартные > WordPad.


Рис. П.6. Компоненты программного окна


Заголовок окна – верхняя область окна, которая содержит название программы и ее значок. Если в окне данной программы открыть документ, то в заголовке через дефис справа от названия приложения отобразится имя открытого файла. С помощью заголовка можно перемещать окно по экрану: наведите указатель мыши на любой участок заголовка, щелкните кнопкой мыши и, удерживая ее нажатой, переместите мышь в нужном направлении. Вслед за ней переместится и окно. Данная операция возможна, только когда окно программы не развернуто во весь экран.

Кнопки управления окном – располагаются в правой части заголовка окна и служат для изменения состояния окна.

– Свернуть

– позволяет свернуть окно программы в кнопку на Панель задач. Чтобы вернуть окно в исходное состояние, нужно нажать его кнопку на Панели задач.

– Развернуть

– отвечает за полноэкранный режим отображения окна. Если окно приложения занимает часть экрана, вы можете развернуть его во весь экран, нажав данную кнопку. Перейти в полноэкранное представление можно, дважды щелкнув кнопкой мыши на заголовке окна программы.

– Свернуть в окно

– появляется на месте кнопки Развернуть при переходе в полноэкранный режим отображения окна. С ее помощью можно вернуться в прежнее состояние, когда окно занимает часть экрана. Такой режим еще называют многооконным, поскольку при одновременном открытии нескольких приложений на экране можно видеть их окна, накладывающиеся друг на друга. В многооконном режиме для переключения в окно другого приложения достаточно щелкнуть кнопкой мыши на любом его видимом участке. При этом окно станет активным – переместится на передний план, будут доступны инструменты приложения.

– Закрыть

– служит для закрытия окна приложения. Соответственно при ее нажатии происходит завершение работы программы.

Строка меню – содержит пункты меню, в которых находятся команды, отвечающие за выполнение различных операций с содержимым окна. Меню разных программ различаются между собой, однако некоторые разделы меню одинаковы для большинства приложений (Файл, Правка, Вид, Справка) и содержат стандартные команды. Чтобы задействовать команду меню, необходимо навести указатель мыши на название меню, щелкнуть на нем кнопкой мыши, в раскрывшемся перечне команд переместиться к нужной и также щелкнуть на ней кнопкой мыши.

Панель инструментов – обычно на нее вынесены кнопки и раскрывающиеся списки для обращения к наиболее часто используемым командам меню. Если на кнопке или списке нет надписи, четко указывающей на их функции, можно навести на элемент указатель мыши: при незначительной задержке указателя появится всплывающая подсказка, в которой можно прочесть, за что отвечает кнопка или список. В некоторых приложениях присутствуют несколько панелей инструментов.

Рабочая область – служит для отображения содержимого окна. При работе с документами в различных программах в рабочей области отображается содержимое файла (в нашем случае – набранный текст).

Полосы прокрутки и расположенные на них кнопки прокрутки – появляются в том случае, когда размер окна меньше отображаемого в нем содержимого. С их помощью можно перемещаться по рабочей области окна к нужному объекту. Чтобы переместиться по вертикали, наведите указатель мыши на кнопку прокрутки вертикальной полосы, щелкните на ней и, удерживая нажатой кнопку мыши, двигайте мышь в нужном направлении (вверх или вниз), вслед за ней будет прокручиваться и содержимое окна. Аналогично можно перемещаться влево/вправо с помощью горизонтальной кнопки прокрутки.

Функции вертикальной полосы прокрутки полностью выполняет колесико мыши: прокручивая его, вы можете перемещаться по документу вверх/вниз.

Строка состояния – находится в нижней части окна и предназначена для вывода разного рода служебной информации, содержание которой зависит от того, в каком приложении работает пользователь.

Границы окна – узкие линии, обозначающие область окна на экране. Перетаскивая границы окна, можно изменять его размеры произвольным образом. Чтобы перетащить границу в нужном направлении, подведите к ней указатель мыши, при этом он примет вид

(в зависимости от того, горизонтальная граница или вертикальная). Затем щелкните кнопкой мыши и, удерживая ее нажатой, переместите границу в новое положение. Перетаскивать можно любую из сторон прямоугольника – окна.

Уголок изменения размера окна – перетаскивая данный уголок, можно менять размеры окна одновременно по горизонтали и вертикали.

Диалоговые окна

Структура диалоговых окон несколько отличается от структуры программных окон. В них отсутствует строка меню, панель инструментов, строка состояния, из кнопок управления окном в заголовке есть только кнопка Закрыть. Название диалогового окна чаще всего соответствует команде, с помощью которой оно было вызвано.

В рабочей области диалогового окна обычно присутствует один или несколько стандартных для Windows элементов управления, которые позволяют задать необходимые параметры для выполнения того или иного действия. Рассмотрим все элементы управления, с которыми вы встретитесь, работая в Windows.

Кнопка – важнейший элемент управления, присутствующий во всех диалоговых окнах (рис. П.7). Надпись на кнопке указывает, какое действие будет выполнено при ее нажатии. В разных диалоговых окнах назначение кнопок всегда узко специфично, однако практически во всех окнах присутствуют три стандартные кнопки:

Рис. П.7. Кнопки диалоговых окон


– ОК – закрывает диалоговое окно с сохранением всех измененных параметров;

– Отмена – отвечает за закрытые окна без сохранения изменений (аналогична кнопке Закрыть);

– Применить – отвечает за вступление измененных параметров в силу, однако окно остается открытым.

Обратите внимание, на рис. П.7 кнопка ОК выделена. Это означает, что она активна и для ее нажатия можно воспользоваться клавишей Enter. В любом диалоговом окне одна кнопка всегда является активной. Если какая-либо кнопка недоступна, она окрашена в серый цвет, как кнопка Применить на рис. П.7.

Вкладка – в диалоговых окнах, содержащих большое количество настроек, элементы управления группируются на вкладках. Если окно с вкладками рассматривать как брошюру с несколькими страницами, то вкладка представляет собой страницу такой брошюры, имеющую ярлык с названием (рис. П.8).


Рис. П.8. Вкладки окна свойств папки


Чтобы перейти с одной вкладки на другую, нужно щелкнуть кнопкой мыши на ее названии в верхней части диалогового окна.

Список – содержит перечень возможных параметров какой-либо настройки, из которых пользователь может выбрать нужный. Список бывает обычным (рис. П.9, слева ) и раскрывающимся (рис. П.9, справа ). Чтобы увидеть все пункты раскрывающегося списка, нужно щелкнуть на нем кнопкой мыши. Чтобы изменения, выбранные в списке, вступили в силу, необходимо нажать кнопку Применить или ОК.


Рис. П.9. Пример обычного (слева) и раскрывающегося (справа) списков


Текстовое поле – в него с клавиатуры вводятся имена, адреса и другие характеристики, которые в дальнейшем будут использоваться настраиваемым объектом (рис. П.10). Чтобы набрать в поле нужный текст, наведите на него указатель мыши и выполните щелчок кнопкой мыши. При этом в поле начнет мигать курсор, свидетельствующий о том, что можно приступить к вводу.

Рис. П.10. Текстовое поле


Числовое поле – служит для изменения числового значения какого-либо параметра. Справа от числового поля есть две маленькие кнопки со стрелочками, нажимая которые можно уменьшать или увеличивать значение (рис. П.11). Нужное число можно также ввести с клавиатуры.

Рис. П.11. Числовое поле


Флажок – маленькое окно с именем, указывающим на то, какое действие будет выполнено при установленном флажке. В диалоговых окнах встречаются как одиночные флажки, так и целые группы (рис. П.12). Для установки флажка нужно щелкнуть кнопкой мыши на маленьком окне или имени рядом с ним. При этом в окне появится галочка, а действие, описанное в имени флажка, будет выполняться. Для отмены действия необходимо снять флажок, щелкнув на нем кнопкой мыши вновь.

Рис. П.12. Группа флажков


Переключатель – представляет собой группу, состоящую из названия параметра или объекта и нескольких вариантов его функций. Каждый вариант имеет маленькое круглое окно и имя, в котором четко описано выполняемое действие при выборе этой функции (рис. П.13). Чтобы задать значение параметра, необходимо щелкнуть кнопкой мыши на круглом окне или на расположенном справа от него имени. При этом в окне появится точка.

Рис. П.13. Переключатель


Регулятор – позволяет изменять величину параметра в заданном интервале значений. Регулятор имеет название, шкалу изменения величины параметра и ползунок (рис. П.14). Чтобы установить нужное значение параметра, щелкните кнопкой мыши на ползунке и, удерживая ее нажатой, переместите его к другой отметке.

Рис. П.14. Регулятор

Контекстное меню

Контекстное меню – это меню, которое появляется при щелчке правой кнопкой мыши на любом из объектов Windows. Из самого названия меню следует, что его содержание зависит от того, на каком объекте был выполнен щелчок.

Контекстное меню содержит команды, отвечающие за выполнение тех действий, которые могут быть применены к данному объекту. Так, если вы щелкнете правой кнопкой мыши на значке файла, то в контекстном меню увидите команды, отвечающие за открытие (Открыть), перемещение (Вырезать, Копировать, Вставить), переименование (Переименовать), удаление файла (Удалить), просмотр его свойств (Свойства), отправку файла по электронной почте или на съемный носитель (рис. П.15). Кроме того, для некоторых программ (антивирусов, архиваторов, программ обмена мгновенными сообщениями через Интернет), установленных на компьютере, в контекстное меню файла помещены важнейшие команды (проверка на вирусы, архивация файла, отправка его собеседнику через интернет-пейджер). Для выбора нужной команды достаточно подвести к ней указатель и щелкнуть кнопкой мыши. Щелкнув правой кнопкой мыши на Рабочем столе, вы увидите иной набор команд, отвечающих за вид, сортировку значков на Рабочем столе, вставку объектов из буфера обмена, создание папки, файла и ярлыка, а также команду Персонализация, которая открывает окно настройки параметров Рабочего стола.

Рис. П.15. Контекстное меню файла


Чтобы скрыть контекстное меню, достаточно щелкнуть кнопкой мыши в любой области за его пределами.