Какие ис нужно использовать в учреждениях образования. Информационные системы в современном образовании. Задачи информационной системы в образовании

Практическим последствием внедрения информационных технологий в процесс обучения является: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения; повышение продуктивности самоподготовки учащихся; индивидуализация работы самого учителя; ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики; усиление мотивации к обучению; активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; обеспечение гибкости процесса обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Надыма»

«Информационные технологии в системе образования.»

Выполнила:

Ивашова Елена Александровна,

Учитель начальных классов,

МОУ СОШ №5

г. Надым

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение.

1 Общая характеристика информационных технологий в образовании

2 Использование информационных технологий в образовательном процессе

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Сегодня в развитых странах мира осуществляется интенсивное внедрение информационных систем и технологий в учебный процесс всех звеньев образования.

Новые аппаратные и программные средства, которые постоянно наращивают возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его роли как вычислителя постепенно привели к вытеснению термина «компьютерные технологии» понятием «информационные технологии» (ИТ). Под этим термином понимают процессы нагромождения, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Суть информатизации образования определяют как создание условий для свободного доступа к большим объемам активной информации в базах данных, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях.

Если еще совсем недавно информационные технологии воспринимались скорее как некоторая экзотика, необязательный, но, несомненно, комфортный для пользователя элемент в мире компьютерных технологий, то теперь ситуация кардинально изменилась, в частности в отрасли образования. Так, дидактически ориентированные программные средства сегодняшнего поколения, которые направлены на использование ИТ, предлагают пользователю очень много вариантов индивидуальной настройки, то есть ученик в процессе овладения учебным материалом может самостоятельно устанавливать скорость изучения, объем учебного и вспомогательного материала, ориентируясь на уровень его трудностей, собственные возможности и жизненные цели. Современный этап компьютеризации образовательной отрасли, обогащенный возможностью использования ИТ, становится реальностью, которая в настоящее время уже существенно влияет на качество, содержание, методику обучения и даже методологию образования.

Особое место во множестве ИТ занимают компьютерные учебные мультимедиа-системы (ММС), которые позволяют углубить знания, сократить сроки обучения, увеличить число слушателей на одного преподавателя. Многочисленные исследования подтверждают успех системы обучения с использованием ИТ. Технология мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудио-эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. По оценке исследователей Массачусетского технологического института (США), системы компьютерного обучения повышают возможность усвоения учебного материала в 2-5 раз, а возможность запоминать – с 35 до 85 %. Следовательно, можно надеяться, что применение информационных технологий способно значительно повысить эффективность обучения геометрии учащихся основной школы.

Состояние исследования проблемы. В настоящее время активно изучаются последствия использования ИТ в образовании. Значительный вклад внесли работы В.П. Беспалько, С.А. Бешенкова, Я.А. Ваграменко, М.П. Лапчика, В.М. Монахова, Е.С. Полат, И.Э. Роберт, В.В. Рубцова, Э.Г. Скибицкого, А. Борка, Р. Вильяма и др. Психологические вопросы применения ИТ в образовании изучались В.В. Давыдовым, Т.В. Габай, Е.И. Машбицем, Н.Ф. Талызиной, O.К. Тихомировым и др.

Цель работы – на основе комплекса источников и литературы изучить теоретические и методические основы использования информационных технологий.

Исходя из поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

  • изучить исторический аспект использования и проблемы определения понятия информационных технологий обучения;
  • проанализировать проблему педагогической эффективности и классификации информационных технологий;
  • охарактеризовать психологические факторы использования информационных технологий;
  • рассмотреть методологические особенности использования информационных технологий в учебном процессе.

Объектом нашего исследования являются технологии в системе образования

Предмет исследования – процесс использования информационных технологий в процессе обучения.

Методологической основой исследования являются положения психологической и педагогической науки о активизации процесса обучения школьников, диалектической связи и обусловленности педагогических явлений, необходимости системного подхода к образовательному процессу.

Методы исследования. Использован комплекс теоретических методов: анализ, синтез, индукция, дедукция, систематизация, сравнение, обобщение и пр. Они позволили проработать научные источники, определить сущность и особенности использования информационных технологий.

Теоретическое значение полученных результатов заключается в освещении основных подходов к использованию информационных технологий в образовательном процессе.

Практическое значение полученных результатов: результаты исследования могут быть учтены во время создания учебно-методических материалов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, выводов, списка использованных источников.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

1.1 Исторический аспект использования и проблемы определение понятия информационных технологий

К системе образования промышленно развитых государств компьютеры были введены в 80-х гг. прошлого века. С одной стороны, это было новейшее средство управления школами, с другой – предмет изучения. Учитывая прошлое, можно выразить предположение о том, что идея «компьютерной грамотности» была основной движущей силой попыток ввести компьютер в школьную систему. Ученики и их родители все в большей степени осознавали необходимость в связанных с компьютером навыках.

В конце ХХ века стало понятным, что компьютеры начинают применять в образовании не только ради приобретения компьютерной грамотности, но и в других целях. Технологические тенденции как в оборудовании, так и в программном обеспечении начали изменять статус компьютера. Выросли возможности обработки данных разного типа, улучшены технические характеристики, компьютерная техника приобрела компактность и удобство в использовании; появление дешевого оборудования позволило осуществить коммуникацию от одного компьютера к другому. Благодаря цифровой форме хранения текстов, изображения и звука на компактных дисках, пользователь получил возможность одновременно работать с информацией разных типов модальности .

Результатом развития программного обеспечения стала разработка программ интерактивного самообучения для пользователей, удобная реализация взаимодействия между пользователем и компьютером, в частности, благодаря графическому интерфейсу пользователя, упрощения процесса коммуникации с другими компьютерами (создание сети).

Информационным технологиям присуще большинство образовательных свойств других технологий (книги, радио, фильмы, звукозаписи, телевидение), к тому же появилась возможность активной коммуникации. Компьютер превратился в средство, которое стало органической частью образовательной среды.

Интеграция компьютерных и коммуникационных технологий естественно вызывала изменения в традиционном формальном образовании, в частности в двух аспектах – педагогическом взаимодействии субъектов учебы и содержании образования. Изменения в типах взаимодействия между учителем и учениками вызывают изменения в методах обучения. Следовательно, актуальной для исследований остается методика преподавания разных предметов в современной дидактике. Изменения в содержании образования влияют на характер и тип учебных материалов .

Во Всемирном докладе из образования организации ЮНЕСКО были выделены три составляющих использования информационных технологий в наше время в разных системах образования:

Первая (традиционная) – как средство обеспечения приобретения учениками минимального уровня компьютерной грамотности;

Вторая – как средство поддержки и обогащения учебного плана;

Третья – как среда для взаимодействия между учителями и учениками .

В результате конвергенции информационных технологий, использования цифровой формы обработки и хранения информации, компьютер стал потенциально мощным и удобным средством поддержки и обогащения существующих учебных планов. Первые признаки этого влияния просматриваются в системах дистанционного образования, которые раньше разрабатывали отдельные наборы печатных, звуковых и визуальных материалов. Дистанционное образование в настоящее время – это форма обучения, которая реализуется, в основном, по педагогическим и информационным технологиям дистанционного обучения. Под информационными технологиями дистанционного обучения понимают технологии создания, передачи и сохранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения с помощью телекоммуникационной связи .

В настоящее время в общеобразовательных учебных заведениях с целью поддержки и обогащения учебного плана чаще всего используют такие информационные технологии как:

Интерактивные справочные и материалы для самообразования (словари, энциклопедии, атласы, самоучители разных языков и тому подобное);

Образовательные программы вместе с играми или образовательные программы с интерактивными подобными играм и развлечениям параметрами, цель которых – вызывать интерес и желание познавать больше .

Развитие современных сетевых технологий предоставляет возможность получить доступ к любому готовому образовательному продукту. Интернет содержит большое количество узлов с потенциально интересным и актуальным материалом для образования. Однако существуют практические трудности с нахождением такого материала, который может быть быстро включенным в существующие учебные планы. Создание качественных эффективных образовательных информационных материалов дорого стоит, нуждается в услугах бригады высококвалифицированных проектировщиков и техников, которые работают в команде с педагогами. Вообще, интеграция образовательного материала, созданного с помощью информационных технологий, в учебные планы просветительских заведений является одной из самых актуальных проблем .

Наличие компьютерной техники в общеобразовательных учебных заведениях является необходимым, но не достаточным условием ее широкого и эффективного использования в учебно-воспитательном процессе. Среди существенных препятствий:

Наличие небольшого количества информационных программ, которые могут быть непосредственно введены в существующие учебные планы (отвечают программным требованиям и улучшают усвоение содержания учебных предметов);

Адаптация образовательных продуктов, которые разработаны в других странах, усложняется за счет отличий в языке, культуре, школьных планах;

Материальные, технические и организационные трудности создания работоспособных взаимодействующих групп техников и педагогов для реализации образовательных идей в компьютерных разработках) .

Благодаря информационным технологиям, средства обработки, хранения, воссоздания текстов, звука, графики, фото, видео стали концептуально одинаковыми. ИТ технологиями объясняется нынешний расцвет Internet, телефония и интерактивное телевидение. ИТ стремительно развиваются.

Таким образом, информационные технологии начали вводиться в учебный процесс в 80-х гг. ХХ века. Сегодня они заняли прочное место в образовательной системе, поскольку они являются требованием времени и имеют возможность существенно активизировать учебный процесс.

1.2 Проблема педагогической эффективности и классификация информационных технологий

Анализ современных компьютерных программ и опыта использования информационных продуктов в системе общего образования показывает, что качественный учебный информационный продукт должен иметь по крайней мере такие характеристики: возможность быть использованным для организации разных видов учебной деятельности; возможность пополнения учебного материала; методически обоснован графический интерфейс; умеренное и обоснованное использование видео- и аудиоматериалов; возможность проработки разных типов данных; локальный и сетевой режимы работы .

Однако, любой информационный является лишь орудием педагогической практики учителя. Перечисленные ниже дидактические особенности средств обучения, которые базируются на использовании ИТ, создают несомненные преимущества (сравнительно с традиционными средствами) во время осуществления учебно-познавательной деятельности. А именно: информационная насыщенность; показ наглядно представленной информации существенно нового уровня; возможность сочетания логического и образного способов овладения информацией; возможность представления содержания на трех уровнях: наблюдения, теоретическом и практическом, что позволяет интегрировать абстрактность теоретического с конкретикой и наглядностью практического знания; реализация личностного подхода к учебе: возможность подстраиваться под индивидуальный стиль того, кто учится; возможность осуществления интерактивного взаимодействия, общения в информационно-образовательном пространстве; расширение средств для реализации учителем творческих подходов к методике преподавания предмета . Актуальные проблемы использования информационных технологий: эффективность информационных учебных программ; классификация ИТ; влияние компьютерных технологий на психофизиологическое состояние ученика; коммуникация субъектов обучения; сочетание традиционных и информационных средств обучения; формирование информационной культуры будущих учителей; использование средств ИТ в изучении разных дисциплин школьного курса .

Одно из центральных мест в научно-педагогических дискуссиях занимает определение аспектов эффективности информационных учебных программ. В научно-педагогических публикациях подчеркивается, что проблемы внедрения информационных средств, использования Интернета в системах современного школьного образования не имеют в настоящее время достаточного научно-методического обеспечения и обоснования. Мало изучаются отличия, особенности и влияние на результативность учебного процесса использования ИТ. Создание образовательных ИТ нуждается в широком кругу компетентности в педагогике, профессиональном образовании, программировании, общеобразовательных и общетехнических дисциплинах. Следовательно, в создании информационного образовательного продукта обязательно должны участвовать преподаватели, методисты, психологи, физиологи. Реальное положение дел в современном образовании указывает на существование существенных препятствий в организации и производительном функционировании таких рабочих групп.

Образовательные информационные продукты имеют многоаспектное использование. Их можно разделить на виды: электронные энциклопедии, справочники, учебники, которые содержат только изложение материала; электронные учебники-тренажеры, которые позволяют не только ознакомиться с материалом, но и ответить на определенные вопросы и выполнить некоторые упражнения на закрепление материала; контролирующие среды, которые позволяют проконтролировать уровень изученного материала; комбинированный ресурс (наиболее желательный, но существенно более редкий вид), который содержит все компоненты, имеет адаптивные и расширяемые свойства; творческие среды, которые позволяют ученику выявлять и развивать свои уникальные способности во время работы над информационными проектами, позволяют не только пассивно получать готовый материал, но и выдвигать свои версии и формировать свои миры; программы-конструкторы, которые позволяют проводить исследование в разных или узкоспециализированных областях знаний; игры, которые направлены на интеллектуальное развитие.

Россия в настоящее время еще находится на пути формирования системы государственных электронных информационных ресурсов. Среди мероприятий, которые создают условия для широкого пользования этими электронными информационными ресурсами, разработка рекомендаций относительно приведения электронных информационных ресурсов в соответствие с единственными стандартами, гармонизированными с международными .

Таким образом, информационные технологии повышают эффективность обучения, но только при условии правильного их использования со стороны педагога. В противном случае, как показывают зарубежные и отечественные исследования, информационные технологии будут только отвлекать от учебного процесса и усложнять его.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1 Психолого-педагогические факторы использования информационных технологий

Использование ИТ в образовании, бесспорно, связано с тем, что современный компьютер являет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда. Новые условия порождают и новые требования к процессу учебы и, конечно, к педагогу. Чтобы отвечать современным критериям, учителю необходимо знать и использовать информационно-коммуникационные технологии .

Сущность вопроса заключается не в повышении уровня знаний специалиста, а в развитии способностей находить нужную информацию, анализировать ее и внедрять в практическую деятельность, оперативно реагировать на инновационный опыт, а также проектировать, создавать, экспериментально апробировать инновации, уметь их целеустремленно распространять. Поэтому, основным приоритетом развития современного образования является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, что обеспечивает дальнейшее совершенствование образовательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовку молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе .

В отрасли образования отмеченные технологии находят применение во многих направлениях деятельности, в частности, обновляется содержание образования, начинается дистанционное обучение, внедряются новые формы общения: электронная почта, видеоконференции, участие в работе Интернет-форумов и др. А это все нуждается в высшем уровне и качестве подготовки учеников в школе .

ИТ способствуют активизации учебной деятельности учеников. Именно благодаря ним открываются новые возможности для творчества и развития не только детей, но и всех участников учебно-воспитательного процесса. Компьютеры позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу его восприятия. Они многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации, позволяют вести коррекцию. За компьютерами – будущее в поиске необходимой информации. Возможности компьютерных и сетевых технологий активизируют воображение. Поэтому внедрение этих технологий в современный учебный процесс является абсолютно природным явлением.

Шагом на пути организационно-педагогического обеспечения использования компьютерной техники как средства повышения эффективности учебно-воспитательного и управленческого процесса стало создание школьных баз данных учеников и учителей школы, создания технологий, ориентированных на решение административных проблем, которые являются специфическими именно для образовательного заведения: систематизация и обработка с помощью компьютера всей школьной документации, создания аналитической базы деятельности учебного заведения (графика, диаграммы, таблицы и тому подобное).

Кроме того, коррекционно-развивающие мероприятия, которые разрабатываются специально для учеников с целью развития познавательных процессов, также побуждают детей к активному участию в работе, ориентируя их, как на индивидуальную, самостоятельную работу, так и на работу в группах.

ИТ предоставляют доступ к большому количеству диагностических материалов, созданных с помощью компьютера, который служит базой для организации в школе информационно-аналитического центра учебно-воспитательной работы, в котором собраны материалы всех направлений работы школы, которые поданы в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем и тому подобное. Работать с такой базой легко, поскольку данные хранятся в электронном виде, который дает возможность в любой момент, получить нужную информацию .

Внедрение информационно-коммуникационных технологий требует перестройки психолого-педагогической структуры деятельности учителя, который их применяет. Такая перестройка связана с общим переструктурированием ментальной модели мира человека, причем не только в профессиональном аспекте. Нетривиальность этого процесса провоцирует неоднозначное отношение педагогов к новым информационно-коммуникационным технологиям, как и к любым педагогическим инновациям. Этот консерватизм имеет определенную защитную функцию, оберегая систему образования от необоснованных вмешательств и возбуждающих влияний. Однако, серьезное психологическое сопровождение процесса внедрения инновации может помочь системе снять «психологическую защиту» и открыться для восприятия нового. Инновация же, в свою очередь, должна быть научно обоснованной, методологически и методически обеспеченной и понятной для учителей, без активного содействия которых ни одно нововведение в образовательном пространстве не является возможным.

Введение информационно-коммуникационных технологий в образовании, как и любые другие инновации, проходят так называемый 5-этапный процесс принятия: познание, убеждение, решение; внедрение; подтверждение. Опыт показывает, что успешно преодолевается этот поэтапный путь в том случае, если внедрение информационных технологий происходит в соответствующей учебной среде . В контексте создания современных систем обучения и образования как конструирование соответствующих сред, информатизация образования может рассматриваться как процесс создания развитой информационно-образовательной среды. Этот процесс связан не столько с развитием соответствующей материально-технической базы, сколько с формированием принципиально новой культуры педагогического труда в условиях новой информационно-образовательной среды, в частности, с применением и дальнейшим развитием дистанционных образовательных технологий .

Использование возможностей информационных и коммуникационных технологий с целью интенсификации обучения изменяет характер развития, приобретения и распространения знаний; открывает возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания; расширяет доступ к общему и профессиональному образованию; качественно изменяет роль учителя в учебном процессе (он ведет с учениками постоянный диалог, который превращает информацию в знание и понимание, создает вместе с учеником на почве современных технологий соответствующую учебную среду и существуют в ней, влияя на его развитие и обогащение) .

Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе имеет в себе психологический аспект, который состоит в готовности учителя квалифицированно использовать их, и в готовности ученика воспринимать ИТ как учебное, а не развлекательное средство. При успешном применении ИТ возрастает самооценка учащихся, формируется атмосфера равноправного сотрудничества между педагогом и учеником.

2.2 Методологические особенности использования информационных технологий в учебном процессе

Эволюция компьютерных технологий позволила успешно применять их по таким направлениям учебной деятельности: использование информационных справочных и экспертных систем с применением компьютерной техники для хранения информации, поиска и частичной ее интерпретации.

Эффективность учебного процесса несовместима с перегрузкой психической деятельности его участников. Применение компьютерной техники на уроках способно значительно повысить производительность труда участников педагогической деятельности за счет высококачественной передачи учебного материала, концентрации внимания на ключевых моментах, и в то же время уменьшить непродуктивные потери сил и времени на поиск, обработку, восприятие и усвоение информации. В настоящее время разработаны пакеты прикладных программ, ориентированных как на групповую работу во время занятий, так и на внеаудиторную работу ученика . Спецификой занятий в начальной школе является необходимость достаточно часто использовать наглядность как в виде стационарных ее форм, так и в динамике. С помощью ЭВМ со специальным проектором легко можно продемонстрировать необходимые образовательные материалы.

Важной составляющей частью целостной системы обучения является самостоятельная работа. Этот вид деятельности позволяет использовать разнообразные типы программного обеспечения учебного процесса. Кроме прикладного программного обеспечения, целесообразно использовать банки данных с разными работами в сети Internet.

Усилению обратной связи между участниками учебного процесса в процессе обучения способствует автоматизированный тестовый опрос.

Невзирая на разнообразие применения вычислительной техники, она остается вспомогательным средством для показа наглядно учебного процесса.

Формирование практических умений и навыков учеников в процессе обучения должно связываться с использованием электронно-вычислительной техники не только для выполнения демонстраций, но и творческих заданий.

Практика свидетельствует, что содержание вопросов компьютеризации производства как в одном из основных направлений научно-технического прогресса нуждается в пересмотре позиции относительно ознакомления учеников с физическими основами строения и действия ЭВМ с целью формирования целостных представлений их эффективного использования в индивидуальной экспериментальной работе, для формирования политехнического мировоззрения. Следовательно, для надлежащего обеспечения учебного процесса в школах необходимо разработать такое оборудование и средства наглядности, которые можно было бы использовать как на уроках, так и во время индивидуальной внеурочной работы учеников. При этих условиях появляется возможность воплощать принцип взаимосвязи знаний и практической деятельности .

Разработанные сегодня наглядные средства используются в учебно-воспитательном процессе, способствуют повышению качества этих видов учебного процесса и проведению внеаудиторной работы. В то же время обеспечивается: достаточная иллюстративность; эстетическая привлекательность демонстрируемого материала; относительная простота манипуляций во время проведения различных видов работ; массовость проведения различных форм деятельности, многократность действий, возможность повторного проведения; переход от теории к практике .

Направленность занятий на использование ИКТ как высокоэффективного средства обучения не только обеспечивает повышение уровня подготовки учеников, но и существенно влияет на их мотивационную сферу, предопределяя формирование приоритетных профессиональных и учебно-познавательных мотивов изучения предмета, которые обеспечат успешность овладения знаниями и умениями в будущем.

Вычислительная среда во всем мире изменяется очень быстро, и в то же время расширяются наши представления об областях применения компьютеров. Поэтому неопровержимой является необходимость более широкого применения учебных компьютерных моделей в системе профессиональной подготовки и деятельности учителя. Это позволит: расширить знание учеников в отрасли применения методов статистической обработки результатов; увеличить количество параметров, которые определяются по результатам натурного эксперимента; графически и аналитически исследовать явления; углубить межпредметные связи .

В связи с техническими достижениями последнего десятилетия, такими как быстрый рост емкости и мощности аппаратных средств, развитие коммуникации (Internet, мировая Wев-служба, мобильные коммуникации), возникают новые подходы к реализации учебно-воспитательного процесса .

Таким образом, информационные технологии должны применяться при обучении таким образом, чтобы облегчать подачу учителем и понимание учениками материала. Кроме того, именно компьютерные технологии дают широкие возможности в демонстрации применения учебных предметов на практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проанализировав использование информационных технологий при обучении геометрии учащихся основной школы, мы пришли к таким выводам.

Под информационными педагогическими технологиями мы понимаем педагогическую технологию, использующую специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. Информационные технологии начали вводиться в учебный процесс в 80-х гг. ХХ века. Сегодня они заняли прочное место в общеобразовательной школе, поскольку они являются требованием времени и активизируют учебный процесс.

Основным средством ИТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара.

Информационные технологии повышают эффективность обучения, но только при условии правильного их использования со стороны педагога. В противном случае, как показывают зарубежные и отечественные исследования, информационные технологии будут только отвлекать от учебного процесса и усложнять его.

Использование информационных технологий в учебном процессе имеет в себе психологический аспект, который состоит в готовности учителя квалифицированно использовать их, и в готовности ученика воспринимать информационные как учебное, а не развлекательное средство. При успешном применении информационных технологий возрастает самооценка учащихся, формируется атмосфера равноправного сотрудничества между педагогом и учеником.

Информационные технологии должны применяться при обучении таким образом, чтобы облегчать подачу учителем и понимание учениками материала. Кроме того, именно компьютерные технологии дают широкие возможности в демонстрации применения данного предмета на практике.

Подводя итоги, укажем, что практическим последствием внедрения информационных технологий в процесс обучения является: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения; повышение продуктивности самоподготовки учащихся; индивидуализация работы самого учителя; ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики; усиление мотивации к обучению; активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; обеспечение гибкости процесса обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Беланович-Зубов В. Е. Опыт разработки и применения средств мультимедиа в учебном процессе: методическое пособие / В.Е. Зубов; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Сиб. акад. гос. службы. – Новосибирск: СибАГС, 2005. – 136 с.
  2. Богданова Д.А. О некоторых возможностях использования современных разработок в информационно-коммуникационных технологиях для образовании / Д.А. Богданова // Ученые записки ИСГЗ. – 2015. – № 1. – С. 54-59.
  3. Воробьёва В.В. Влияние использования информационно-коммуникационных технологий в современном образовании на процесс перехода к информационному обществу / В.В. Воробьёва // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2013. – № 5 (13). – С. 62-65.
  4. Гобарева Я.Л. Применение новых информационных технологий в образовании / Гобарева Я.Л., Кочанова Е.Р., Торопова Н.В. // Информационные технологии в финансово-экономической сфере: прошлое, настоящее, будущее Международная научная конференция. – 2013. – С. 219-224.
  5. Елинер И. Г. Мультимедийная культура и современное общество / Елинер И.Г.. – Санкт-Петербург: Родные просторы, 2008. – 529 с.
  6. Искусство мультимедиа: мультимедиа и техника / [В.Д. Сошников, проф., А.В. Денисов, проф., д.иск., И.Р. Кузнецов, доц., к.т.н. и др.; редкол.: В.Д. Сошников и др.] Санкт-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, 2010. – 198 с.
  7. Использование мультимедийных технологий в основном и школьном дополнительном образовании: информационно-методический сборник / ГОУ Санкт-Петербургский гор. дворец творчества юных [и др.]; [сост. А. В. Кузнецов]. – Санкт-Петербург: Региональный центр оценки качества образования и информ. технологий, 2011. – 38 с.
  8. Кликушина Н. Ю. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе: учебное пособие / Н. Ю. Кликушина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Ом. гос. техн. ун-т». – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 83 с.
  9. Кулмуканова К.К. Практический опыт по информационно-коммуникативным технологиям в образовании / Кулмуканова К.К., Кутебаев Т.Ж., Мусина Г.Б., Сатыбалдина М.Б. // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 240-243.
  10. Осин А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы / А. В. Осин. – Москва: Агентство «Издательский сервис», 2010. – 326 с.
  11. Подкопаев О.А. К вопросу об информационных технологиях в дистанционном образовании / О.А. Подкопаев // Преподаватель как субъект и объект информационно-образовательной среды вуза ХLIII научно-методическая конференция преподавателей, аспирантов и сотрудников. Под редакцией О.А. Корниловой. – 2016. – С. 278-282.
  12. Позднеев Б.М. Разработка и гармонизация международных и национальных стандартов по информационным технологиям в образовании / Б.М. Позднеев // ИТ – Стандарт 2013 Сборник IV Международной конференции. – 2013. – С. 35-47.
  13. Решетникова Н.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в современном образовании / Н.В. Решетникова // Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 5 частях. – 2012. – С. 121-122.
  14. Савин А.Б. Применение информационных технологий в образовании / А.Б. Савин, А.С. Соловьёва // Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях. – 2012. – С. 129-131.
  15. Сахибов А. Теория применения информационно-коммуникационных технологий в образовании / А. Сахибов / Наука и Мир. – 2014. – Т. 3. – № 4 (8). – С. 81-83.
  16. Сергеева А.С. Использование информационных коммуникационных технологий в современном образовании / А.С. Сергеева // Образование: традиции и инновации Материалы V международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Уварина Н.В. – 2014. – С. 406-408.
  17. Уколов А. Информационные и медийные технологии в образовательном процессе / [Антон Уколов]. – М.: Б.и., 2003. – 32 с.
  18. Федотова Д. Э. Мультимедийные технологии: [к сб. в целом] учебное пособие / Федотова Д. Э. – Москва: МГТУ МИРЭА, 2013. – 130 с.
  19. Черкашина Н.В. Использование информационных технологий в образовании / Н.В. Черкашина // Ученые записки ИСГЗ. – 2014. – № 2 (12). – С. 72-77.
  20. Шитова Т.Ф. Новые информационные технологии в образовании / Т.Ф. Шитова, В.А. Гончарова // Новые информационные технологии в образовании: применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования Сборник научных трудов 16-й международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 290-293.
  21. Шонин М.Ю. К вопросу об информационных технологиях в образовании в современном обществе / М.Ю. Шонин // Инновационные технологии в технике и образовании VII Международная научно-практическая конференция: сб. ст. отв. ред. М. И. Мелихова. – 2015. – С. 271-274.

1. В целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются, формируются и ведутся государственные информационные системы, в том числе государственные информационные системы, предусмотренные настоящей статьей. Ведение государственных информационных систем осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этих информационных систем с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуры, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.

2. В целях информационного обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования создаются:

1) федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее - федеральная информационная система);

2) региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - региональные информационные системы).

3. Организация формирования и ведения федеральной информационной системы и региональных информационных систем осуществляется соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

4. Порядок формирования и ведения федеральной информационной системы, региональных информационных систем (в том числе перечень органов и организаций, являющихся операторами указанных информационных систем, перечень сведений, содержащихся в указанных информационных системах, перечень органов и организаций, уполномоченных вносить эти сведения в указанные информационные системы, порядок обработки этих сведений в указанных информационных системах, порядок обеспечения безопасности этих сведений при обработке в указанных информационных системах, срок хранения этих сведений, порядок обеспечения взаимодействия указанных информационных систем) устанавливается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для информационного обеспечения государственной аккредитации создается государственная информационная система "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам", а также обеспечивается использование такой системы, формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственной аккредитации образовательной деятельности, вносят в указанную информационную систему сведения о государственной аккредитации образовательной деятельности. Сведения, содержащиеся в государственной информационной системе "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам", являются открытыми и общедоступными, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

6. Порядок формирования и ведения государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам", в том числе перечень включаемых в нее сведений и порядок осуществления доступа к этим сведениям, устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. В целях обеспечения единства требований к осуществлению государственного надзора в сфере образования и учета его результатов создается государственная информационная система государственного надзора в сфере образования, формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственному надзору (контролю) в сфере образования, вносят в указанную информационную систему сведения о мероприятиях по государственному надзору (контролю) в сфере образования.

8. Порядок формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования (в том числе перечень включаемых в нее сведений и порядок осуществления доступа к этим сведениям) устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Федеральные государственные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, сведения о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении путем внесения этих сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".

10. Перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", порядок ее формирования и ведения (в том числе порядок доступа к содержащимся в ней сведениям), порядок и сроки внесения в нее сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

11. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, организует формирование и ведение федеральной информационной системы "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации". Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, представляют сведения о проставленных ими апостилях на документах об образовании и (или) о квалификации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, путем внесения этих сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации". Указанные органы вправе использовать сведения, содержащиеся в этой федеральной информационной системе.

12. Перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации", и порядок ее формирования и ведения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Введение

Целью данной производственной практики являлось исследование структуры информационных систем в образовании на примере высшего учебного заведения. Данная тема является актуальной в сфере информационных технологий, так как в данный момент существует тенденция к внедрению информационных технологий во все сферы общества, а образование является одной из наиболее важных сфер общества.

Неотъемлемой и важной частью развития дошкольных учреждений, школ, техникумов, университетов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению учащихся в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не просто дополнением в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. На наших глазах возникают нетрадиционные информационные системы, связанные с обучением; такие системы естественно называть информационно-обучающими. В процессе производственной практики рассматривалась информационная система Управления Информатизации Пензенского государственного технологического университета (здесь и далее - УИ ПензГТУ). Был проведен анализ программного и аппаратного обеспечения данной информационной системы, сравнение с другой информационной системой в данной сфере, а также патентное исследование.

Понятие информационной системы в образовании

В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

1) использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

2) рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения, моделирования систем;

3) уклон в сторону практико-ориентированного обучения для подготовки специалистов, востребованных на рынке труда;

4) организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

5) использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

6) интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет преподавателям качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

В качестве объекта исследования информационных систем в образовании была выбрана информационная система Управления Информатизации ПензГТУ (УИ ПензГТУ). На данный момент областью сопровождения системы являются 4 учебных аудитории: 2 компьютерных класса, 1 лекционная аудитория и 1 читальный зал. Поддержкой безотказной работы в данных аудиториях занимается управляющая лаборатория.

Задачи информационной системы в образовании

Целями информационной системы в образовании являются усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы, а также подготовка учащихся как востребованных специалистов в области, выбранной учащимися. Принято выделять следующие основные задачи использования средств современных информационных технологий.

1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий: повышение эффективности и качества процесса обучения; повышение активности познавательной деятельности; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; развитие умений моделировать задачу или ситуацию; формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества: подготовка информационно грамотной личности; подготовка специалистов в определенной предметной области, востребованных на рынке труда; осуществление профориентационной работы в области информатики.

Принципы развития информационно-образовательной системы

Информационная система (сокр. ИС) - система обработки информации и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию (ISO/IEC 2382-1:19930).

Информационная система предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определенной предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция - документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги.

1.1 Информационные технологии и системы, основные понятия

Информационная технология - комплекс принципиально новых технологических средств и методов обработки данных, обеспечивающих формирование, передачу, хранение и отражение информационного продукта с наименьшими затратами.

Система - это: комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое для достижения поставленных целей;

объект, обладающий достаточно сложной, определенным образом упорядоченной внутренней структурой (например, производственный процесс).

Информационная система - коммуникационная система по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающая работников различного ранга информацией для реализации функций управления.

Компоненты:

Структура системы - множество элементов и взаимосвязей между ними. Пример: организационная и производственная структура фирмы.

Функции каждого элемента системы. Пример - управленческая функция - принятие решения каждым структурным подразделением фирмы.

Вход и выход каждого элемента и системы в целом. Пример: материальные или информационные потоки «в» систему или «из» неё.

Цели и ограничения системы и её отдельных элементов. Пример: достижение максимальной прибыли, финансы.

Свойства ИС:

1) делимость - систему можно представить состоящей из относительно самостоятельных частей - подсистем, каждая из которых рассматривается как отдельная система;



2) целостность - согласованность функционирования всей системы с целями функционирования её подсистем и элементов.

Эффективность ИС: дать каждому уровню управления только ту информацию, которая ему необходима для эффективной реализации функций управления. ИС создается для конкретного объекта. Внедрение ИС производится с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности за счет не только обработки и хранения рутинной информации, автоматизации конторской работы, но и за счет принципиально новых методов управления, основанных на моделировании действий специалистов фирмы при принятии решений (методы искусственного интеллекта, экспертные системы и т.п.), использовании современных средств телекоммуникаций (электронная почта, телеконференции), глобальных и локальных вычислительных систем и т.п.

1.2 Виды информационных систем

В зависимости от степени (уровня) автоматизации выделяют:

Ручные ИС

автоматизированные ИС,

автоматические ИС.

Ручные ИС - все операции по переработке информации выполняются человеком.

Автоматизированные ИС - часть функций (подсистем) управления осуществляется автоматически, а часть - человеком.

Автоматические ИС - все функции управления и переработки данных осуществляются техническими средствами без участия человека (например, автоматическое управление технологическими процессами).

По сфере применения:

научные исследования,

автоматизированное проектирование,

организационное управление,

управление технологическими процессами.

Научные исследования - автоматизация деятельности научных работников, анализ статистической информации, управление экспериментом.

ИС автоматизированного проектирования применяют для автоматизации труда инженеров-проектировщиков и разработчиков новой техники (технологии). Такие ИС осуществляют:

разработку новых изделий и технологий в производственной сфере;

инженерные расчеты (определение технических параметров изделий, расходных норм: трудовых, материальных и др.);

разработку графической документации (чертежей, схем, планировок);

моделирование проектируемых объектов;

создание управляющих программ для станков.

ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций административного (управленческого) персонала. Существуют ИС управления как промышленными предприятиями, так и непромышленными объектами (банки, биржи, страховые компании, гостиницы и т.д.).

ИС управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие производственные процессы, металлургия, энергетика и т.п.).

1.3 Структура и состав ИС

Независимо от сферы применения ИС включают один и тот же набор компонентов:

функциональные компоненты,

компоненты системы обработки данных,

организационные компоненты.

Структура информационной системы состоит из этих трех основных составляющих:

Декомпозиция ИС:

Функция управления - специальная постоянная обязанность одного или нескольких лиц, выполнение которой приводит к достижению определенного делового результата.

Функциональные компоненты - система функций управления - полный набор (комплекс) взаимосвязанных во времени и пространстве работ по управлению, необходимых для достижения поставленных перед предприятием целей.

Т.е. любая сложная управленческая функция расчленяется на ряд более мелких задач и, в конце концов, доводится до исполнителя. Весь сложный комплекс управленческих воздействий должен иметь конечным результатом доведение общих задач, стоящих перед предприятием, до каждого конкретного исполнителя независимо от его служебного положения.

Это подчеркивает групповой характер функций управления, а практический результат получается не эпизодически, а постоянно. Весь процесс управления фирмой сводится к линейному (административному) руководству предприятием или его структурным подразделением, либо к функциональному руководству (например, материально-техническое обеспечение, бухгалтерский учет).

Функциональная декомпозиция ИС промышленного предприятия:

Декомпозиция ИС по функциональному признаку включает в себя выделение отдельных её частей, называемых функциональными подсистемами (функциональными модулями, бизнес-приложениями), реализующих систему функций управления. Функциональный признак определяет назначение подсистем: для какой области деятельности она предназначена и какие основные цели, задачи и функции выполняет. Функциональные подсистемы существенно зависят от предметной области (сферы применения). Количество подсистем: от 10 до 50.

1.4 Роль информационных технологий обработки задач управления на предприятии

При решении вопросов компьютеризации на предприятии необходимо учитывать ряд факторов, связанных со спецификой финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия, его экономическими возможностями, а также уровнем подготовки персонала. Подбор оптимальной конфигурации технических средств и программного обеспечения является серьезной проблемой, с которой сталкиваются предприятие. Это связано с тем, что среди сотрудников предприятия редко встречаются специалисты, разбирающиеся в вопросах компьютеризации бухгалтерского учета. Для разработки индивидуального проекта не у всякого предприятия хватит средств, поэтому важное значение здесь имеет правильный выбор типового проекта и адаптация его к конкретным условиям предприятия. При выборе типового проекта предприятию необходимо ориентироваться на хорошо зарекомендовавшие себя фирмы, ознакомиться с результатами конкурсов программ автоматизации бухгалтерского учета, которые регулярно публикуются в периодических изданиях.

2. Эволюция информационных систем

2.1 Поколения ИС

Стратегические информационные системы изменяют цели, действия, изделия, или услуги относящиеся к окружающей среде и связям организаций, чтобы помочь им получить преимущество перед конкурентами. Системы, которые имеют эти результаты, могут даже изменять бизнес организаций. Эволюция информационных технологий тесно связана с развитием новых стратегических моделей корпоративного бизнеса. Стремление компаний повысить эффективность ИС стимулирует появление более совершенных аппаратных и программных средств, которые, в свою очередь, подталкивают пользователей к модернизации ИС. Эта «гонка по кольцу» происходит с целью более адекватной реакции на изменение рыночной конъюнктуры и извлечения максимума прибыли при минимальном риске. Логика развития ИС за последние 30 лет (эффект маятника): централизованная модель обработки данных (середина 80-х годов)Юраспределенная архитектура одноранговых локальных сетей (ЛС) персональных компьютеровЮвозврат к централизации ресурсов системы. Сегодняшняя технология типа «клиент-сервер» объединяет достоинства предыдущих. Первое поколение ИС (1960-1970) - на базе центральных ЭВМ по принципу: «одно предприятие - один центр обработки». Стандартная среда выполнения функциональных задач - ОС фирмы IBM - MVS. Второе поколение ИС (1970-1980) - децентрализация ИС, когда информационные технологии внедряются в офисы и отделения компаний на базе мини-компьютеров типа DEC VAX. Параллельно началось активное развитие высокопроизводительных СУБД типа DB2 и пакетов коммерческих прикладных программ. Новое: двухуровневая и трехуровневая модель организации систем обработки данных (центральная ЭВМ - миникомпьютеры отделений и офисов) с информационным фундаментом на основе децентрализованной базы данных и прикладных пакетов. Третье поколение ИС (1980-начало 1990) - распределенная сетевая обработка, массовый переход на персональные компьютеры (ПК). Логика корпоративного бизнеса потребовала объединения разрозненных рабочих мест в единую ИС, появились вычислительные сети и распределенная обработка. Скоро в одноранговых системах появились признаки иерархии: выделенные файл-серверы, серверы печати и телекоммуникационные серверы, затем серверы приложений. Сначала возрастающую потребность в концентрации ресурсов ИС, ответственных за администрирование системы (организацию вычислительного процесса, поддержку корпоративной базы данных и выполнение приложений) удовлетворялась за счет UNIX-серверов, выпускаемых IBM, DEC, Hewlett-Packard, Sun и др. Рынок серверов стал одним из динамичных секторов компьютерной индустрии. При развитии ИС третьего поколения распределенная обработка уступила место иерархической модели клиент-сервер.

Четвертое поколение ИС - в стадии зарождения. Отличие современных ЭВМ - иерархическая организация, в которой централизованная обработка и единое управление ресурсами ИС на верхнем уровне сочетается с распределенной обработкой на нижнем уровне.

Особенности: полное использование потенциала настольных компьютеров;

модульное построение системы в рамках единого комплекса;

экономия ресурсов системы за счет централизации хранения и обработки данных на верхних уровнях иерархии ИС;

эффективные средства сетевого и системного администрирования для управления на всех уровнях иерархии и сквозного контроля над функционированием сети, обеспечивающих необходимую гибкость в конфигурации системы;

резкое снижение эксплуатационных расходов на содержание ИС: поддержка функционирования сети, резервное копирование файлов пользователей на удаленных серверах, настройка конфигурации рабочих станций и подключение их в сеть, обеспечение защиты данных, обновление версий программного обеспечения.

2.2 Три модели развития ИС

Развитие ИС четвертого поколения будет происходить по одной из трех моделей организации ИС: большой, средней или малой.

Основные составляющие моделей:

ИУК - информационные узлы концентрации (объединяют аппаратные и программные средства и специальный персонал);

ЛС - локальная сеть (среда работы конечного пользователя);

ЛУК - локальный узел концентрации.

Малая модель. Конечные пользователи работают в среде ИС. Их приложения и данные локализуются на уровне станций клиентов. Отражение в ИУК происходит в редких случаях при обращении к корпоративной базе данных. Модель распределенной обработки данных, дополненная узлом концентрации - централизованная сеть.

Средняя модель. При увеличении количества клиентов происходит замедление реакции системы. Разноплановые функции - от бухучета до оценки коммерческого риска - требует увеличения мощности центрального компьютера, пропускной способности ввода-вывода.

Большая модель. Особенность - наличие сетей двух уровней: базовая сеть и множество локальных сетей, через которые пользователь имеет доступ корпоративным ресурсам. Отличие от средней модели - наличие главного узла концентрации.

2.3 Тенденции и причины трансформации моделей ИС

Малая модель является составной частью средней. Проявляется тенденция к более сложной организации ИС, так как ограничителем ИС служит подсистема ввода-вывода сервера, её пропускная способность для всех классов компьютеров. Например, простейший запрос к банковским данным сопровождается семью обращениями к дисковой памяти и на 1 байт запроса станции приходится от5 до 7 байт ответного сообщения. Это приводит к увеличению числа серверов в ИС.

Фирмы-разработчики СУБД (Oracle, Informix, Sybase) прогнозируют резкое увеличение продаж СУБД на UNIX. Для поддержки крупномасштабной ИС, с которой справляются старшие модели класса IBM E9021, потребуется несколько UNIX-серверов, что приводит к средней или большой модели.

Растет авторитет технологий «клиент-сервер»: мировой объем продаж пакетов прикладных программ на базе этой технологии ежегодно увеличивается более чем на 50%. Это ведет к трансформации одноранговых сетей в иерархические структуры: станции «клиент-сервер» бизнес-приложений.

Распространяются экспертные системы, системы динамического анализа данных, что приводит к созданию многоуровневых иерархических ИС. Отсюда увеличение сложности программного обеспечения для ИС предприятия повлечет ужесточение требований к характеристикам серверов, т.е. потребуется средняя или большая модель.

Ограничение: стоимость. Не каждая компания средних размеров может позволить себе затраты на организацию центрального узла системы. Малая модель быстрее пойдет по пути использования в качестве центрального узла мощного UNIX-сервера и рабочих станций - дешевых сетевых терминалов - для небольших фирм малого бизнеса и как организация фрагментов иерархических ИС.

Концентрация нагрузки на сервер является условием эффективности ИС. Развитие: мощные ПК-клиенты, характерные для децентрализованных сетей.

Стратегические информационные системы

Бухгалтерская эра

Пакеты транзакций

Эксплуатационная эра

Интерактивные эксплуатационные системы

Информационная эра

Индивидуальная поддержка решения

Взаимосвязанное общество

Участие в стратегических системах

3. Экономическая информация на предприятиях и способы ее формализованного описания

3.1 Состав и содержание экономической информации

Экономическая информация (ЭИ) - самый важный элемент автоматизированных ИС - это отражение состояния управляемого объекта, являющееся основой для принятия управленческих решений. Экономическая информация - это сведения об экономическом объекте и сообщения, которые циркулируют в экономической системе между ее элементами и которыми система обменивается с внешней средой и с другими системами.

ЭИ по составу делится на:

показатели предметной области, например, показатели бухучета, финансово-кредитной деятельности;

системы классификации и кодирования;

системы документации;

потоки информации - варианты организации документооборота;

Содержание ЭИ определяется кругом экономических задач, решаемых на каждом рабочем месте, формами обмена информацией между ними, схемой документооборота. Организация ЭИ в автоматизированных системах ведется параллельно с разработкой программного обеспечения и информационных технологий, ориентированных на конечного пользователя. Это проектирование различных форм вывода информации - подготовка таблично-текстового материала для составления отчетов, докладов, аналитических записок, справок и т.д.

построение типовых форм запросов;

разработка сценариев диалога человека с машинной, структура меню, инструкции и помощь в ПК;

разработка формы взаимодействия с внешней средой - организация e-mail;

разработка инструкций по обработке экономической задачи на ПЭВМ - вводу программы, исправлению информационных массивов, вводу исходных данных, корректировка информации, загрузке в БД, организации запросов, получению выходных данных, организации обмена информацией с другими пользователями.

3.2 Экономическая информация как предмет и продукт информационной системы

Обработка экономических задач заканчивается составлением на ПК различных сводок, таблиц, ведомостей, в которых информация группируется по каким-либо признакам. Группировка производится на основе системы классификации и кодирования, необходимой для предоставления технико-экономической информации в форме, удобной для ввода и обработки данных на компьютере

Экономическая информация фиксируется в документах в виде цифр и букв. Любой экономический показатель имеет количественно-суммовое основание - цифровое значение и / или признак - название организации, фамилии, операции - не всегда удобны для компьютерной обработки, и поэтому чаще всего кодируются с помощью общегосударственных отраслевых или локальных классификаторов. Например, фамилия и прочие сведения о каждом работающем кодируются в идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) - десять разрядов всего: первый и второй - территория, третий и четвертый - номер госналогинспекции, остальные - номер налогоплательщика и контрольный разряд. Буквенно-цифровые коды - мнемокоды, например, расходно-кассовый ордер - РКО, платежное поручение - П/П, Ф.И.О. и т.д.

Существуют классификаторы документации, разработанные и централизованно утвержденные, например, классификатор управленческой документации - ДКУД и др.

Составление классификаторов, т.е. классификация и кодирование, хранение классификаторов в ПК необходимо для автоматического формирования текстовой информации в выходных сводках и ведомостях. Например, в компьютере постоянно хранятся сведения о каждом работающем, а все операции по начислениям и удержанием производятся по табельному номеру. В расчетно-платежной ведомости фамилии приформировываются к табельному номеру и печатаются полностью.

3.3 Документация и технология ее формирования

Основными носителями информации являются входные и выходные документы, т.е. определенные формы, имеющие юридическую силу.

Входная документация содержит первичную, необработанную информацию, отражающую состояние объекта управления; заполняется вручную или при помощи технических средств.

Выходная документация - сводно-группировочные данные, полученные в результате автоматизированной обработки; изготовляется на печатающем устройстве.

Классификация документов:

по сфере деятельности - плановые, учетные, статистические и др.;

по отношению к объекту управления - входящие (первичные), сводные (исходящие), промежуточные, архивные;

по назначению - распорядительные, исполнительные, комбинированные;

по объему отражаемых операций - единичные и сводные;

по способу использования - разовые и накопительные;

однострочные и многострочные;

по способу заполнения - вручную или при помощи средств автоматизации учета.

Унификация и стандартизация всей документации.

Требования к документам: выделение трех частей: заголовочной, содержательной, оформляющей.

Заголовочная часть

наименование объекта,

характеристика документа - индекс, код по ДКУД,

наименование документа,

зона для проставления кодов постоянных реквизитов-признаков.

В заголовочной части в основном текстовая информация, которую нужно закодировать, выделяется рамка для проставления кодов постоянных признаков.

Оформляющая часть - подписи и дата заполнения.

Последовательность формирования документа:

уточняется состав показателей, включаемых в документ,

выделяются реквизиты, подлежащие автоматизированной обработке, и распределяются по трем зонам:

1-я - постоянные признаки заголовочной части в рамке;

2-я - переменные признаки, помещаемые в таблице справа или слева от наименования;

3-я - количественно-суммовые основания, размещаемые в таблице справа.

Контрольные суммы располагаются в последней графе (строке) или в конце документа. Экономического содержания не имеют. Реквизиты, подлежащие вводу в ПК, обводятся утолщенными линиями.

3.4 Формализация описания информации в виде внутримашинного информационного обеспечения

информационный технология трансформация формализация

Внутримашинное информационное обеспечение - это информационная база на машинном носителе и средства ее ведения.

К информационной базе относятся: база данных, структура которой отражает логическую связь данных (какой показатель из какого формируется), а также отдельные связанные массивы входных, выходных и промежуточных данных, хранимых на машинных носителях или жестком диске.

В базе данных хранится информация:

информационно справочная (условно-постоянная),

плановая (условно-постоянная),

оперативная (учетная).

Структура базы данных отображается в информационно-логической модели данных предметной области.

База данных может быть в монопольном распоряжении одного ПК, а может быть централизованной базой данных в многопользовательном режиме - в сети. При сетевой технологии каждый пользователь может создать на своем ПК локальную базу данных - для своего АРМ. Использование баз данных в сети определяет распределенную обработку данных.

Существуют разные концепции сетевой обработки данных: «файл-сервер» и «клиент-сервер».

Технология «Файл-сервер» - в сети выделяется компьютер под файловый сервер. На нем находится ядро сетевой ОС и централизованно хранимые файлы. Для этой архитектуры характерен коллективный доступ к общей базе данных на файловом сервере. Запрошенные данные транспортируются с файлового сервера на рабочие станции, где и обрабатываются.

Технология «Клиент-сервер». Функции обработки данных разделяются между клиентами - рабочей станцией и машиной-сервером базы данных, где обработка данных осуществляется установленной там СУБД. Запрос на обработку данных выдается клиентом и передается по сети на сервер БД, где ведется поиск и обработка. Обработанные данные транспортируются по сети от сервера к клиенту. Спецификой этой архитектуры является использование языка SQL для запросов БД, что обеспечивает работу с общими данными из разнотипных приложений клиентов сети.

Обработку внутримашинной информации производят следующие средства:

Система управления БД - СУБД

Программные средства ввода и контроля данных

Сервисные средства: кодирование, архивирование и др.

Прикладные программы пользователей.

Размещено на Allbest.ru

Под информационно-образовательной средой понимается, как правило, следующее:

системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса (3);

антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося (Ж.Н.Зайцева);

единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактиких (4).

Состояние современного образования, главными характеристиками являются открытость, доступность и индивидуализация, привело к созданию на основе информационных технологий информационно-образовательных систем. А именно таких как:

1) Программа "Директор" дает возможность сформировать в общеобразовательном учреждении автоматизированные рабочие места директора, завуча, секретаря, делопроизводителя, классного руководителя, медицинской сестры, психолога, социального педагога и работать с единым информационным ресурсом .

2) Программа "Электронный классный журнал" (NetShcool) - это сервис, который помогает родителям принимать активное и более качественное участие в воспитании и образовательном процессе своих детей, а также обеспечивает более четкий и высококачественный обмен информацией с учителями, классным руководителем и администрацией учреждения. Родители получают возможность сверять правильность записи домашнего задания и контролировать его выполнение, а также анализировать и планировать вместе с обучающимся его текущую успеваемость, позволяет на основе баз данных, созданных в программе "Директор", автоматизировать процесс получения информации .

3)"Сетевой Город. Образование" - автоматизированная информационная система (АИС), позволяющая объединить в единую сеть образовательные учреждения и органы управлением образованием муниципального образований, создать единое информационно-образовательное пространство муниципального образования, реализовать ряд государственных и муниципальных услуг в электронном виде в сфере образования .

4)"Е-услуги. Образование" - автоматизированная информационная система (АИС), позволяющая реализовать на уровне региона (муниципального образования) следующие государственные и муниципальные услуги в электронном виде в сфере образования:

приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады);

зачисление в образовательное учреждение;

предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования .

5)"Сетевой Регион. Образование" - автоматизированная информационная система (АИС), позволяющая объединить в единую сеть образовательные учреждения и органы управлением образованием муниципального образований и региона, создать единое информационно-образовательное пространство региона, реализовать ряд государственных и муниципальных услуг в электронном виде в сфере образования .

6)"SMS-дневник" - это сервис ежедневного представления родителям учеников учебной информации посредством СМС - сообщений на мобильный телефон. Система позволяет ученикам и родителям оперативно получать информацию обо всех значимых событиях учебного заведения, об оценках и посещаемости ученика .

7)"Электронный дневник" - это новый уникальный проект, позволяющий создать единую информационно-образовательную сеть для основных участников образовательного процесса. Основное назначение дневника со временем не изменилось, для детей это по-прежнему инструмент для ведения записей о домашних заданиях, расписания занятий, для учителей и родителей - средство общения, передачи информации о посещаемости и успеваемости, а вот эффективность его использования практически полностью сошла на нет.

Таким образом, использование информационных систем в образовательном процессе изменила потребности:

1) для учеников это - экономия времени, мобильность обучения, персонализированное обучение, возможность заявить о себе;

2) для учителей - снижение объема рутинных операций и, как следствие, повышение эффективности труда, возможность создания условий для организации самостоятельной образовательной деятельности учащихся, профессиональное саморазвитие;

3) для родителей - возможность контролировать "траекторию развития" детей, принимать более широкое участие в жизни образовательного учреждения, общаться с педагогами, специалистами, администрацией;